Доп. информация: Рецензия с сайта darkside.ru, авторство Visionaire Своим третьим полноформатником под названием "Пустота" (в переводе с финского) Ruoja (он же Pasi Koskinen, он же Herr Arschstein) доказал, что все те же 7 нот и все те же старые мелодии могут быть сыграны совсем по-другому. Слушая этот альбом, невольно приходишь к мысли, что слышал все это неоднократно, причем даже от самой Ajattara. И хоть музыка до ужаса знакома, впечатления довольно свежие. Группа вплотную приблизилась к вершине мастерства, найдя именно то мощное брутальное звучание, которое так "к лицу" этому релизу. Минималистичные клавишные подложки поддерживают тяжелое гитарное полотно, а ударные максимально расширяют звукоряд, создавая прочный каркас альбома. Если сравнивать "Tyhjyys" с предыдущими работами коллектива, прогресс налицо: на смену блеклым гитарам и невыразительным ударным пришли жесткие риффы и мощная ритм-секция. Состав группы на момент написания альбома: Ruoja (Pasi Koskinen) - гитары, вокал, клавиши; Atoni (Toni Laroma) - бас-гитара; Malakias - ударные. Насколько мне известно, на концертах группе помогает Tomi Koivusaari из Amorphis. Отдельного упоминания заслуживает вокал. Он присутствует тут в двух вариантах: брутальном и чистом. Брутальный, в свою очередь, разделяется на скриминг (коего тут пруд пруди) и гроулинг (встречается эпизодически). Скриминг, помноженный на своеобразный и непривычный финский язык (который словно создан для такого рода музыки), создает неповторимую атмосферу мрака и пустоты. Чистый вокал чаще всего проявляет себя в припевах, где разбавляет собой скриминг, добавляя "воздушности" музыкальной подложке. Общая характеристика вокала: злобный и напористый, цепляющий своей энергетикой и глубиной. "Tyhjyys" слушается как одно целое и неделимое - монолит, глыба, кому как больше нравится. Можно даже сказать, что слушаешь одну длинную композицию, которая заканчивается хоррор-амбиентной вещью. Стилистический состав релиза такой: по максимуму дарк-металла, поддерживаемого атмосферными блековыми риффами, небольшие куски дум-дета и капля амбиента. Техника музыкантов явно подросла, они стали отходить от штампов и экспериментировать с ритмом и звуками, что дало хороший результат. Рекомендую этот релиз как колыбельную - любителям атмосферного блека и дарка, как будильник - любителям дума и как страшилку - людям, которые с опаской поглядывают на подобного рода музыку.