Стаж: 10 лет 5 месяцев 17 дней
Возраст: 19
Спасибо:63202 / 50 Сообщения: 41679 Откуда: из ниоткуда, в никуда
Пол: Женский
Достижения: 7
Название: Лекции по математике Автор: Валерий Босс (Валерий Опойцев) Год: 2004-2011 Издательство: Едиториал УРСС, КомКнига, ЛКИ, Либроком Жанр: Математика Формат: DjVu Язык: Русский Качество: Отсканированные страницы Иллюстрации: Черно-белые
Описание: Эти пособия заслужили признание студентов и преподавателей сразу после выхода первого тома. С тех пор выход каждой новой части был особенно ожидаем и широко обсуждался в кругах академической общественности. Все дело в том, что лекции В. Босса отличаются предельной ясностью изложения. Автор ушел от сухого языка математических изданий и говорит со своим читателем обычными словами, хотя ценность теоретического материала, представленного в пособиях, от этого не становится меньше. Значительное внимание Валерий Босс уделил прикладным аспектам математического материала. Свежий взгляд и детальное изложение делают лекции по математике В. Босса одними из лучших современных пособий по высшей математике.
Для нормального изучения любого математического предмета необходимы, по крайней мере, 4 ингредиента: 1) живой учитель; 2) обыкновенный подробный учебник; 3) рядовой задачник; 4) учебник, освобожденный от рутины, но дающий общую картину, мотивы, связи, "что зачем". До четвертого пункта у системы образования руки не доходили. Конечно, подобная задача иногда ставилась и решалась, но в большинстве случаев -- при параллельном исполнении функций обыкновенного учебника. Акценты из-за перегрузки менялись, и намерения со второй-третьей главы начинали дрейфовать, не достигая результата. В виртуальном пространстве так бывает. Аналог объединения гантели с теннисной ракеткой перестает решать обе задачи, хотя это не сразу бросается в глаза. "Лекции" ставят 4-й пункт своей главной целью. Сопутствующая идея -- экономия слов и средств. Правда, на фоне деклараций о краткости и ясности изложения предполагаемое издание около 20 томов может показаться тяжеловесным, но это связано с обширностью математики, а не с перегрузкой деталями.
Необходимо сказать, на кого рассчитано. Ответ "на всех" выглядит наивно, но он в какой-то мере отражает суть дела. Обозримый вид, обнаженные конструкции доказательств, -- такого сорта книги удобно иметь под рукой. Не секрет, что специалисты самой высокой категории тратят массу сил и времени на освоение математических секторов, лежащих за рамками собственной специализации. Здесь же ко многим проблемам предлагается короткая дорога, позволяющая быстро освоить новые области и освежить старые. Для начинающих "короткие дороги" тем более полезны, поскольку облегчают движение любыми другими путями. В вопросе "на кого рассчитано", -- есть и другой аспект. На сильных или слабых? На средний вуз или физтех? Опять-таки выходит "на всех". Звучит странно, но речь не идет о регламентации кругозора. Простым языком, коротко и прозрачно описывается предмет. Из этого каждый извлечет свое и двинется дальше. Наконец, последнее. В условиях информационного наводнения инструменты вчерашнего дня перестают работать. Не потому, что изучаемые дисциплины чересчур разрослись, а потому, что новых секторов жизни стало слишком много. И в этих условиях мало кто готов уделять много времени чему-то одному. Поэтому учить всему -- надо как-то иначе. "Лекции" дают пример. Плохой ли, хороший -- покажет время. Но в любом случае, это продукт нового поколения. Те же "колеса", тот же "руль", та же математическая суть, -- но по-другому.
"Книгу В. Босса "Интуиция и математика" я перечитал три раза! Потом еще раз, чтобы разобраться, в чем дело, но скрытых пружин так и не нашел. Конечно, великолепный подбор миниатюр, точный язык, мягкий юмор, располагающая интонация, - но все это вместе взятое не объясняет результат даже наполовину. Сын моего приятеля - парню 14 лет - выучил "Интуицию" почти наизусть. Измучил родителей вопросами, прочел гору дополнительной литературы. Понятно - особый случай, но показательный! В целом ситуация, безусловно, мягче. Однако отзывы все положительные, а процент восторженных - удивителен и необъясним. "Лекции по математике" того же автора - другое дело. Кое-кто из моих коллег принял их в штыки, поскольку система образования, естественно, противится нововведениям. Лишняя головная боль для преподавателя. Тем не менее, в результате итогового обсуждения - первые два тома "Лекций" пришли к нам на отзыв - В. Босс получил высший бал. Лично мне "Лекции" нравятся даже больше, чем "Интуиция". Ясное и продуманное изложение предмета. Лаконичное до неправдоподобия, но без ущерба для содержания. Вот что по этому поводу пишет сам автор. "Первая часть книги - сжатый курс матанализа. Чуть более сотни страниц, но "все есть". Некоторые детали, конечно, опускаются, но это не потери, а приобретения. Сбросив десяток лишних килограмм, человек выглядит лучше, живет интереснее. Так и здесь. Многие подробности мешают видеть суть. И освобождение от балласта, как ни странно, позволяет обсуждать принципиальные вопросы, на которые в толстых учебниках не хватает места". Первый опыт показывает, что студенты - и сильные, и слабые - благосклонно принимают "Лекции". В этом еще одна удивительная, хотя и понятная особенность изложения. Короткий и ясный взгляд на предмет, обсуждение мотивов, общая картина, - нужны всем. Наконец, я бы не писал в газету, если бы речь шла просто о хороших и даже очень хороших книгах. "Лекции" В. Босса, на мой взгляд, явление неординарное. Дело в том, что информационная лавина сейчас многое меняет. В результате, сложившаяся система образования подходит к критической точке. Конечно, как в доме накапливаются ненужные вещи, так и в образовании со временем укореняется масса атавизмов. Но хуже другое. То, без чего вроде бы нельзя обойтись, перестает помещаться в рамки. Поэтому необходимы новые подходы и принципы. "Лекции" обеспечивают прорыв в этом направлении." Профессор МФТИ, А.П. Афанасьев
Босс В.И. (родился: 05.09.1944, живет: Россия, Москва) - псевдоним профессора В.И. Опойцева, сотрудника ИПУ РАН и преподавателя кафедры проблем управления МФТИ.
Том 1. Анализ. - Едиториал УРСС, 2004. - 216 с. ISBN: 5-354-00773-9 Том 2. Дифференциальные уравнения. - Едиториал УРСС, 2004. - 208 с. ISBN: 5-354-00790-9 Том 3. Линейная алгебра. - КомКнига, 2005. - 224 с. ISBN: 5-484-00046-7 Том 4. Вероятность, информация, статистика. - КомКнига, 2005. - 216 с. ISBN: 5-484-00168-4 Том 5. Функциональный анализ. - КомКнига, 2005. - 216 с. ISBN: 5-484-00190-0 Том 6. От Диофанта до Тьюринга. - КомКнига, 2006. - 208 с. ISBN: 5-484-00463-2 Том 7. Оптимизация. - КомКнига, 2007. - 216 с. ISBN: 5-484-00873-5 Том 8. Теория групп. - КомКнига, 2007. -216 с. ISBN: 978-5-484-00941-1, 5-484-00941-3 Том 9. ТФКП. - ЛКИ, 2007. - 216 с. ISBN: 978-5-382-00196-8 Том 10. Перебор и эффективные алгоритмы. - ЛКИ, 2008. - 216 с. ISBN: 978-5-382-00642-0 Том 11. Уравнения математической физики. - Либроком, 2009. - 224 с. ISBN: 978-5-397-00020-8 Том 12. Контрпримеры и парадоксы. - Либроком, 2009. - 216 с. ISBN: 978-5-397-00311-7 Том 13. Топология. - Либроком, 2009. - 216 с. ISBN: 978-5-397-00619-4 Том 14. Теория чисел. - Либроком, 2010. - 216 с. ISBN: 978-5-397-01104-4 Том 15. Нелинейные операторы и неподвижные точки. - Либроком, 2010. - 224 с. ISBN: 978-5-397-04404-2 Том 16. Теория множеств от Кантора до Коэна. - Либроком, 2011. - 208 с. ISBN: 978-5-397-02162-3
_________________ Кого ты видишь по ту сторону зеркала? Измученный поиском разум или мясо вроде Берковой, Померкшую звезду надежды или свет космоса, Сбитую стрелку компаса или все-таки точку фокуса?