Стаж: 12 лет 1 месяц
Спасибо:65535 / 0 Сообщения: 154823
Пол: Не указан
Марш-бросок
Год выпуска: 2003 Жанр: военный Продолжительность: 102мин
Режиссер: Николай Стамбула Сценарий: Сергей Братчиков, Эдуард Володарский Продюсер: Антонина Федосеева, Максим Федосеев Оператор: Радик Аскаров Композитор: Артем Артемьев
В ролях: Владимир Волга, Ольга Чурсина, Федор Смирнов, Александр Балуев, Сергей Гармаш, Сергей Болотаев, Евгений Косырев, Марат Гацалов, Александр Прудников, Дмитрий Дьяконов, ...Описание: Молодой человек, воспитанник детского дома, стремится попасть на чеченскую войну, искренне веря, что именно там его место, и в этих тяжелых условиях он сможет проявить себя. Пройдя подготовку, Александр попадает в элитные войска спецназа и отправляется навстречу суровым испытаниям, которые ждут его на войне.
Он не изменяет своим жизненным принципам и проявляет себя как герой и настоящий мужчина, который не станет предателем, даже если от этого зависит его жизнь. А такие понятия, как настоящая мужская дружба, любовь и благородство — ценности вечные.
Преодолев все препятствия, познав боль потерь, герой находит свою любовь, обретает дом, где его будут ждать, куда он вернется с войны…
Доп. информация: Исполнитель главной роли российского солдата, отправленного в составе спецназа воевать в Чечне, является мастером спорта по боксу, чемпионом Москвы, взявшим себе актёрский псевдоним Волга. Так что можно с полной уверенностью заявить, что Волга уже не впадает в Каспийское море. Волга находится на Кавказе, сражаясь в ленте «Марш-бросок» с чеченскими боевиками. И в 2002—2003 годы это была уже четвёртая по счёту игровая картина (вслед за «Войной» Алексея Балабанова, «Домом дураков» Андрея Михалкова-Кончаловского и «Кавказской рулеткой» Фёдора Попова), посвящённая войне в Чечне, которая официально именовалась как угодно, например, операцией по уничтожению бандформирований. Недоговорённости и эвфемизмы, принятые в среде политиков и представителей власти, оборачивались в реальной военной ситуации запутанностью и непрояснённостью той роли, которую должна (и должна ли?!) была играть российская армия на Кавказе.
Раз за разом случавшиеся «подставы», когда различные войсковые или милицейские подразделения попадали в засады боевиков (продюсер фильма Максим Федосеев поведал о том, что идея пришла к нему после известия о трагической гибели 6-й роты ВДВ в Аргунском ущелье), объяснялись не только продажностью отдельных военных, как это, допустим, показано в «Марш-броске». Пожалуй, дело в том, что даже Афганистан, особо помянутый на экране во время разговора российского генерала Таманова с захваченным в плен чеченским полевым командиром Хасаном, не научил нашу армию использовать тактику ведения партизанской войны. Точно так же не был учтён международный опыт (например, британцев, которые в течение нескольких десятилетий не могли покорить ирландских террористов) борьбы с так называемыми сепаратистами. Лишь применив давно известный имперский принцип «разделяй и властвуй», найдя не столько своих сторонников среди местного населения, сколько противников затянувшегося на долгое время, выматывающего все силы национально-политического конфликта, можно было руками самих чеченцев навести хоть какой-то порядок в данном субъекте Российской Федерации, который, разумеется, никто и никогда просто так не отдал бы.
Лента Николая Стамбулы, сделанная им после семилетнего перерыва (предшествующая работа — своеобразный «истерн» под названием «Волчья кровь» из времён гражданской войны), вряд ли была способна вмешаться в ход подобных размышлений, пусть её военная часть значительно выигрывает в сравнении с мирной, где всё придумано и исполнено на редкость привычно и шаблонно. Герой по имени Александр, приехав на родину своего фронтового друга Володи, чтобы сообщить его родителям о гибели сына, вдобавок вынужден «учить жизни» наглых парней, которые разъезжают в навороченном джипе и поэтому считают себя хозяевами всего и всех в округе, включая Машу, сестру Володи, полюбившуюся этому спецназовцу. А вот на Кавказе не столь однозначно и прямолинейно трактуются даже образы боевиков, хотя с вышеназванным Хасаном авторы перемудрили. Он и в плен был взят Александром, прежде побывавшим заложником у чеченцев, и смог потом сбежать, обманув продажного российского офицера, и нарваться на посланцев самого Хаттаба, которые пристрелили Хасана из-за нежелания оправдываться в том, чего он не совершал. Для одного человека подобных приключений, пожалуй, многовато.
Можно было бы сказать, что и своего главного героя, разумеется, бывшего детдомовца, всегда мечтавшего сражаться за родину (ну, чем не новоявленный Александр Матросов!), создатели «Марш-броска» идеализируют, позволяя ему совершать подвиги по обе стороны фронта. И российскую армию стараются представить во всё-таки выгодном свете, будучи преисполнены патриотических чувств, коим дали излишнюю волю в финальном титре, что выглядит уж совсем по-советски.
Вообще создаётся впечатление, что в упомянутом ряду картин о Чечне работа Стамбулы оказалась наиболее советской по духу, то есть проникнутой оптимистическим пафосом вопреки драматизму событий, а главное — пытающейся внушить гордость за величие собственной страны в ситуации, когда на самом-то деле гордиться нечем. Получается, что эффектный марш-бросок, приёмчики в рукопашной и захват важного «языка» — это всего лишь мальчишеское позёрство, хвастовство «деда» перед «салагой», обычные «понты». Не про подобное ли пел Высоцкий: «рванул, как на пятьсот — и спёкся». А Кавказ как был «не под нами», так и остался «один в вышине».