Режиссер: Антон Барщевский Сценарий: Сергей Плотов, Эдуард Радзюкевич Продюсер: Эльмира Айнулова, Антон Барщевский Оператор: Мария Соловьева Композитор: Сергей Шустицкий
В ролях: Валерий Закутский, Марина Александрова, Михаил Ефремов, Марат Башаров, Александр Балуев, Марина Голуб, Константин Лавроненко, Александр Лазарев мл., Лев Лещенко, Аркадий Укупник, Александр Овечкин, Эдуард РадзюкевичОписание: Алексей Зайцев - профессиональный шоумен. Неугомонный агент и бесконечные мероприятия все дальше и дальше отдаляют Зайцева от любимой. Но самая главная проблема, что он всю жизнь, с детского сада, всем вокруг врет. И однажды шоумен решается на эксперимент, после которого всем и вся он начинает говорить правду 3.75 (112 votes)
Потухни, слизень. Русский гламур жесткий и беспощадный. В этом отношении о куда суровее даже американского братца, у того хотя бы в перерывах есть экшен, кого-то грабят и что-то взрывают. Дорогие тачки не только стоят в кадре, но могу разбиваться в пыль. Само собой, из русского гламура редко получаются стоящие картины. В качестве исключения я могу назвать лишь «Платон» (2008) с Павлом Воля благодаря необычной для такого рода «кина» концовке. Без того сомнительная актуальность теле-гламура потонула в волнах экономического кризиса. Тот же Павел Воля пытался использовать любопытный тэглайн в следующем фильме — «Последняя докризисная комедия». Кризис как бы прошёл (точнее — его дно пройдено, за вопросами к официальной позиции власти), гламур ударил с новой силой: «Клуб счастья», «Про любоff», «Ирония любви», «Любовь в большом городе 2» и др.
В этом плане, было бы интересно глянуть на то, как Андрей Малахов поедет в горно-таёжный Мухосранск поднимать местный пролеткульт, организуя досуг в сельском клубе и ДК металлургов. Похождения шоумена в Москве никому не интересны.
Актёрский состав стандартный: Александрова, Ефремов, Балуев, Башаров и др., всех знаем как облупленных. У нас есть шоумен-конферансье и его невеста, готовая вставить ему нож в спину и путь между ног (фигурально выражаясь) за то, что он прогулял их юбилей и объявился на день позже.
Зацикленный на праве конферансье — что из рубрике «пчёлы против мёда», насколько сюрреалистичная ситуация, что её только в комедиях и обыгрывать. Вроде как в аналогичном фильме с Джимом Кэрри, где той же фигнёй страдает адвокат. Только вот «юмор» заключается в том, что никакая перед нами ни комедия, а самое настоящее морализаторство в худшем смысле слова.
«Говорить правду легко и приятно», — вещает по-дурацки улыбающееся лицо Зайцева крупным планом, такова квинтэссенция фильма. Герой произносит детскую глупость как откровение, после чего его просветляет. Такой пассаж справедлив по отношению к детям нежно-конфетного возраста, если исходит от взрослых. Тем более, родители имеют моральное и юридическое право (и обязанность) воспитывать юных отпрысков в таком идеалистическом ключе. Пытаться «воспитать» в таком духе взрослых по меньшей мере спорно. Да и в случае с детьми получается двоякая ситуация, родители впаривают правду, что не мешает им же годами вешать лапшу на уши про Деда Мороза и то, откуда дети берутся, равно как ретушировать прочие взрослые темы по своему усмотрению. Как бы врать во благо. Зайцев сам попадает в такую ситуацию в детсаде на ёлке: Дед Мороз парит его насчёт правды, хотя сам ему открыто и сознательно врёт своей бутафорской бородой из ваты. Зайцев рассказывает выдуманные истории о том, как он геройствовал, но и фейковый дедушка и воспитатель ему врут, когда сочиняют не менее фантастические истории про то, как дед ему подарки с Северного плюса вёз. Когда Зайцев подвергается групповому порицанию за ложь, до него это не доходит. Ни в детстве, ни в зрелости. Режиссёр тоже не понял. Кривая мораль фильма этого не видит.
Дело в том, что ложь как таковая не является априори чем-то плохим (а правда — чем-то хорошим), роль играет то, с какой целью, в каких интересах и в какой ситуации ложь была произнесена. И к каким последствиям она привела. Лгать и обманывать — не одно и то же. Враньё и лицемерие — разные вещи. Помимо собственно банального вранья есть такие приёмы как высказывание полуправды и замалчивание правды. Всё относительно и сложно. Потому что последствия наступают не от правды/лжи, а от манипуляции информацией. Манипуляция — обыденная вещь человечества. Мы всегда манипулируем. Можно круто сманипулировать, ни сказав ни единого слова лжи. Дозированная и правильно поданная правда в этом плане зачастую убойнее любого прямого вранья. Да и проблемы-то не в этом! Неважно, что говорит невесте Зайцев: правду, что он отрабатывает дополнительные деньги за углом, или ложь, что он застрял в Караганде — всё равно он не успевает на юбилей, из-за чего начинается конфликт. А не потому что «он всем врёт». Враньё — инструмент, а не суть.
Как бы аморально не выглядел патологический лжец, патологический правдолюб выглядит как идиот. Тотальная правда сродни добровольному целибату: это в некоторых кругах высоко, духовно и богоугодно, но всегда абсурдно с точки зрения демографии и продолжения жизни. Поэтому для относительного благополучного существования цивилизации люди не должны говорить всё, что они думают. У человека должно быть право распоряжаться информацией.
Есть и другая проблема. Когда Зайцев начинает в лицо отчитывать всяких олигархов и депутатов, кто он такой, чтобы обладать моральным правом осуждать их, учить жизни? Какими силой и, если угодно, весом обладают слова, будучи сказанными его устами? Он разве компетентен в том, что говорит? Никто не может присвоить авторитет человека, имеющего право осуждать за ложь «в принципе».
Главное — себе не лгать и себя не обманывать.
Остальное — морализаторство.
Вердикт: в фильме лживая, детсадовская мораль.
PS. Набрали звёзд для камео. Укупник играет позорную роль в фильме про то, как он играет позорную роль в музыкальном клипе. Замкнутый круг. Как и сам фильм: говорит, что всегда нужно говорить правду, и это ложь.
Хрюша, Степашка и Лев Лещенко! Пошли на фильм «по воле случая» — там снималась жена друга моей жены. И, честно говоря, эпизод с ней не заслуживает лишних слов, а вот о самом фильме рассказать подробнее стоит.
Не зная, чего ожидать, я ориентировался на трейлер (забавный, не более) и пользовательскую оценку (не очень высокую), и мои заниженные ожидания помогли фильму произвести на меня еще более положительное впечатление, чем он мог бы. Да, картина не пестрит гэгами, но она добрая, позитивная и не дает улыбке сходить с лица.
По сюжету главный герой, Алексей Зайцев, работающий круглые сутки, и при этом постоянно уставший, почему-то решает, что хочет работать еще больше, но не уставать. И соглашается на специфическую процедуру на мозге, результатом которой становится его повысившаяся работоспособность. Однако есть и побочный эффект: Алексей начинает рассказывать всем то, что у него на самом деле на уме. Проблема в том, что он — шоумен и телеведущий, поэтому прямые эфиры из-за его откровений срываются, а с корпоративов его выталкивают пинками. Так что, повысив работоспособность, он лишился самой работы. А тут еще и проблемы в личной жизни как всегда не кстати…
Да, сюжет напоминает «Лжец, Лжец» с великим Джимом Керри, но только на словах. Я сам на это попался, и это довольно странно. Вроде, пересказываешь сюжет — и видна 100% копия с голливудской картины, а садишься смотреть — и на экране происходит совсем другое. В данном случае это, скорее, трагикомедия обо всем нашем обществе, которое живет по законам лжи и считает это нормой. И начинается все на самом верху, в правительстве.
Хочется отметить огромное количество знакомых лиц. Борис Моисеев прикалывается на тему собственной ориентации, а уважаемый Лев Лещенко играет сразу две роли — себя и себя молодого! Очень много звезд в эпизодах, и еще больше — в главных ролях. Александрова, Лавроненко, Башаров, Балуев, Голуб… Все это — Имена! А в самой главной роли снялся Валерий Закутский, который 20 лет назад был моим кумиром. Помню, как по воскресеньям все садились смотреть КВН, чтобы на следующий день в школе обменяться впечатлениями и припомнить самые удачные шутки. Тогда он нам казался небожителем…
Подводя итог, хочется еще раз сказать, что фильм, прежде всего, добрый. И учит он тому, что мы и сами должны знать: семья, любовь, дружба — это главные ценности в нашей жизни. А когда начинаешь строить свою жизнь на лжи, рано или поздно все разрушится. Так пусть в нашей жизни будет как можно меньше лжи и как можно больше таких вот кирпичиков, закладывающих фундамент морали!