Слоган фильма: «The innocence of a son is surpassed only by the father's will to save it.» Жанр: триллер, драма, приключения, криминал Продолжительность: 01:53:32 Перевод: Профессиональный (полное дублирование) + Оригинальная английская дорожка + Авторский одноголосый (Ю.Живов) (отдельным файлом) + Профессиональный (многоголосый, закадровый) (отдельным файлом) + Профессиональный (двухголосый, закадровый) (Гланц и Королева) (отдельным файлом) + Субтитры (русские) (отдельным файлом)
Режиссер: Сэм Мендес Сценарий: Макс Аллан Коллинз, Ричард Пирс Рейнер, Дэвид Селф Продюсер: Джоан Брэдшоу, Тара Б. Кук, Черилэнн Мартин Оператор: Конрад Л. Холл Композитор: Томас Ньюман, Джон М. Уильямс, Дж. Фред Кутс
В ролях: Том Хэнкс, Пол Ньюман, Джуд Лоу, Дженнифер Джейсон Ли, Стенли Туччи, Дэниэл Крэйг, Тайлер Хёхлин, Лиам Эйкен, Киаран Хиндс, Дилан БейкерОписание: Чикаго времен Великой депрессии. Два сына — Майкл Саллливан-младший и Коннор Руни отчаянно стараются завоевать расположение своих отцов — Майкла Салливана-старшего, гангстера из ирландского клана, и Джона Руни, босса Салливана-старшего, заменившего ему отца. Ревность и соперничество толкают их всех на гибельный путь.
Семья Салливана-старшего становится жертвой страшной «профессии» главы семейства. Погибают его любимая жена и младший сын Питер. Месть и трагедия становятся постоянными спутниками Майкла и его оставшегося в живых сына…Бюджет: $80 000 000 Маркетинг: $30 000 000 Сборы в США: $104 454 762 Сборы в мире: $181 001 478
Роль Аль Капоне должен был исполнить Энтони ЛаПалья, сыгравший Фрэнка Нитти, правую руку Капоне, в фильме 1988 года «Фрэнк Нитти: гангстер». Однако создатели картины решили не включать в нее это реальное историческое лицо. При этом в титрах ЛаПалья значится первым в списке людей, которым вынесена «особая благодарность». В «Проклятом пути» Фрэнка Нитти сыграл Стэнли Туччи, а поскольку его персонаж был заядлым курильщиком, актеру приходилось закуривать почти по 80 раз в день. На роль Аль Капоне также претендовали Том Сайзмор и Альфред Молина. По словам Макса Аллана Коллинза, автора графического романа, положенного в основу картины, фамилия настоящих гангстеров Джона и Коннора Луни была изменена в фильме на Руни. В романе нет персонажа, которого в итоге сыграл Джуд Лоу. Магуайра придумал сценарист Дэвид Сэлф. Фортепьянная пьеса, которую Пол Ньюман и Том Хэнкс играют на похоронах, была исполнена самими актерами после длительной подготовки. Тайлер Хёхлин был выбран на роль сына главного героя из 2000 претендентов. Для съемок в сценах ограбления банка Хёхлину нужно было научиться водить машину, чем он с удовольствием занялся. Юный актер быстро освоил эту науку, однако во время съемок его страховал водитель-каскадер. Эта лента стала последней для легендарного оператора Конрада Л. Холла. Посмертно он был удостоен «Оскара» и премии Британской киноакадемии BAFTA.
Картина также претендовала еще на пять премий Американской киноакадемии, в том числе за лучшую мужскую роль второго плана (Пол Ньюман) и лучшую музыку (Томас Ньюман).
Гангстерская ретро-драма
7/10
Сэм Мендес после своего триумфального дебюта («Красота по-американски») сделал паузу в три года. Как правило, именно вторая лента считается определяющей: насколько действительно заслуживает внимания новый режиссёр. «Путь к проклятию» (наше прокатное название «Проклятый путь» всё же неточно, ибо речь в оригинале идёт о проклятии или вечных муках во вполне религиозном смысле слова) — это добротная профессиональная работа, которая не лишена запоминающегося визуального решения, пусть и не такого внешне яркого и красивого, как в первом фильме.
Но любопытнее то, что на сей раз стал куда очевиднее типичный американизм этого английского постановщика, в принципе, наличествовавший и в иронической картине нравов, коей была «Красота по-американски». И дело вовсе не в том, что действие данной ленты Мендеса опять происходит в США, тем более — в «эпоху сухого закона», не раз воспетую в гангстерском жанре, родоначальником которого является именно Голливуд. Не так уж существенно и обращение к первоисточнику — рисованному роману, своего рода аналогу комикса, хотя и без его комически-авантюрной стихии, наоборот, с довольно мрачной и трагической атмосферой происходящего.
Герой произведения, Майкл Салливан, — естественно, не Супермен и даже не полицейский Дик Трейси. Он — обычный наёмный убийца в американо-ирландской мафии, которую возглавляет престарелый Джон Руни, чей отвязный сынок Коннор пытается прибрать преступную империю к рукам. События приобретают необратимый характер после того, как Коннор убил «неугодного» Финна МакГаверна, случайным свидетелем чего оказался Майкл Салливан-младший. Салливан-старший вынужден вступить в войну со всей мафией, но не смог уберечь жену и младшего сына, а потом и сам погиб, успев перестрелять многих бывших соратников. Зато его старший сын, больше всего любивший в школе библейские истории, не нарушил заповеди «Не убий», только раз подержал в руках оружие, так и не сумев выстрелить из него. И оказался своеобразным искуплением для отца-преступника, который всю жизнь мучился из-за того, что похожий на него отпрыск мог пойти по тому же пути — прямиком к проклятию.
Как раз становление и развитие двух сугубо американских жанров (вестерна и гангстерского фильма) связано со вроде бы разными и взаимоисключающими тенденциями. Кинематографисты склонны по-своему романтизировать и легендаризировать бандитов прошлого, превращая их чуть ли не в культовые фигуры общественной мифологии. А с другой стороны, непременно придерживаются по отношению к ним принципа воздаяния, когда отверженные герои-бунтари всё равно должны пострадать за свои противозаконные деяния. Собственно говоря, и история США — это долговременный процесс цивилизованной модификации Дикого Запада, приобщения его отчаянных покорителей к соблюдению законности и следованию издревле существующим заповедям, общепринятым нормам человеческого поведения.
А в иные времена расцвета гангстеризма происходила практически та же постепенная саморегуляция преступного сообщества, неизбежно минующего стадию «крутых разборок», чтобы когда-нибудь вписаться в консервативный и респектабельный мир дельцов и предпринимателей, которые хотя бы стараются чтить корпоративные условия и нравственные правила. И голливудское кино всегда оказывалось верным подспорьем в деле создания благоприятного имиджа для отдельных преступников и мафиозных структур, желающих даже ценой личной смерти или краха клана пусть напоследок искупить неизгладимую вину, покаяться и ожидать в ответ милостивого прощения.
В этом плане особенно знаменательным следовало бы назвать в «Пути к проклятию» двойственный образ фотографа Харлена Магуайра, который запечатлевает смерти, но также готов придушить ещё дышащую жертву или хладнокровно исполнить заказ мафии на убийство. Допотопный фотоаппарат-тренога остаётся, как и невинный мальчишка, ещё одним, но равнодушным свидетелем творящихся убийств. И это косвенно намекает на свойство всех устройств, которые фиксируют реальность (напомним, что в «Красоте по-американски» это была видеокамера в руках молодого парня-соседа), не только быть очевидцами происходящего, но и создавать свой параллельный мир, почти уже не имеющий отношения к действительности. Данная картина Сэма Мендеса, по сути, — это изобразительная фантазия о наёмных убийцах и гангстерах с темой выстраданного искупления, что поневоле превращает её в своеобразную кинематографическую индульгенцию, отпущение всех совершённых грехов.