Стаж: 11 лет 10 дней
Спасибо:65535 / 0 Сообщения: 154823
Пол: Не указан
Айрис
Iris
Год выпуска: 2001 Страна: США, Великобритания
Слоган: «Her greatest talent was for life» Жанр: мелодрама, драма, биография Продолжительность: 01:26:55 Перевод: Профессиональный (двухголосый)
Режиссер: Ричард Айр Сценарий: Джон Бэйли, Ричард Айр, Чарльз Вуд Продюсер: Майкл Дрейер, Гай Ист, Роберт Фокс Оператор: Роджер Прэтт Композитор: Джеймс Хорнер
В ролях: Джуди Денч, Джим Броудбент, Кейт Уинслет, Хью Бонневилль, Пенелопа Уилтон, Элинор Брон, Анджела Морант, Сиобэн Хэйес, Джульетт Обри, Джоан БэйкуэллОписание: Одна из величайших писательниц XX века, остроумный мыслитель и проницательный философ Айрис Мёрдок оставила яркий след в современной литературе и заслужила восторженные отклики маститых литераторов и рядовых читателей. Однако самую правдивую летопись творчества и бытия Айрис Мёрдок составил ее муж, профессор Джон Бэйли, описав в своих книгах более 40 лет их супружеской жизни, начиная со знакомства с юной оксфордской преподавательницей Айрис и заканчивая мучительной борьбой кавалерственной дамы Айрис с жестокой болезнью Альцгеймера, лишившей одаренную романистку возможности творить и жить.Бюджет: $5 500 000 Сборы в США: $5 594 617 Сборы в мире: $16 153 953
За исполнение роли Мёрдок Джуди Денч и Кейт Уинслет получили по номинации на премию «Оскар». Это был второй случай в истории премии (и в карьере Уинслет), когда две актрисы номинировались за роль одного и того же персонажа, но в разных возрастных категориях. Первым прецедентом такого рода было выдвижение Уинслет и Глории Стюарт — за роль Роуз в «Титанике».
Биографическая драма 5.5/10
История жизни и смерти выдающейся английской писательницы Айрис Мёрдок поведана в двух временных пластах — в начале её писательской карьеры и на закате дней, когда Мёрдок уже не только не могла писать, но и практически утратила связь с реальным миром, страдая от болезни Альцгеймера. Несмотря на самоотверженное мастерство признанной британской актрисы Джуди Денч, занятой в театре в шекспировском репертуаре (кстати, там она в течение 35 лет сотрудничала с Ричардом Эйром, режиссёром «Айрис»), не покидает некоторое чувство неловкости, что известная личность представлена на экране в момент жалкого и малоприятного существования из-за своей прогрессирующей потери памяти. Разумеется, нельзя отказывать в праве искусства обращаться к теме тяжёлой болезни и медленного умирания человека, однако в кино это выглядит поневоле натуралистично, грубо и отталкивающе, тем более — в случае с женщиной, которую, кстати, мы видим в сценах ретроспекций цветущей и пышнотелой в исполнении Кейт Уинслет.
Между прочим, эти эпизоды из молодости Мёрдок, когда она познакомилась со своим будущим мужем, литературным критиком Джоном Бейли, слишком уж часто, надоедливо и однообразно вплетаются в ткань повествования. Представленный ещё в прологе момент плавания главных героев под водой потом повторяется несколько раз, отыгрываясь и в современности. Но при всём желании особого «подводного» смысла тут не обнаружишь, за исключением очевидного: здоровая юность всегда лучше немощной старости. Точно так же и взаимоотношения свободолюбивой и независимой начинающей писательницы, которая вполне опытна в сексуальном плане, с более робким и неуверенным в себе молодым преподавателем из университета становятся ясны, что называется, с первого взгляда — и всё-таки продолжают демонстрироваться на экране с редкой настойчивостью. Спасает лишь естественное пребывание в кадре Уинслет и её менее известного партнёра Хью Бонневилла, который, впрочем, успел получить на фестивале в Берлине премию жюри, отмечавшего «новые таланты».
Но вопреки прихотливому чередованию времён, «Айрис» остаётся если не театральным, то довольно скромным телевизионным проектом литературного свойства, как будто бы реализованным для цикла творческих портретов английского канала «Би-Би-Си». Что, пожалуй, неудивительно, так как картина снята на основе мемуаров Джона Бейли об Айрис Мёрдок. Кинематографа здесь, увы, маловато.