Стаж: 11 лет 5 дней
Спасибо:65535 / 0 Сообщения: 154823
Пол: Не указан
Саймон Бирч / Simon Birch
Год выпуска: 1998 Страна: США Жанр: драма Продолжительность: 01:53:59 Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Режиссер: Марк Стивен Джонсон Сценарий: Марк Стивен Джонсон, Джон Ирвинг Продюсер: Джон Балдеччи, Роджер Бернбаум, Ховард Эллис Оператор: Аарон Шнайдер Композитор: Марк Шэймен
В ролях: Йен Майкл Смит, Джозеф Маццелло, Эшли Джадд, Оливер Плэтт, Дэвид Стрэтэйрн, Дэна Айви, Беатрис Уинд, Джен Хукс, Cecilley Carroll, Самела Кэй, Джим КерриОписание: Саймон Бирч — карапуз с большими амбициями. Когда мальчик родился, врачи заявили, что он не протянет и дня. Но Саймон прожил этот день, затем месяц, потом — годы. Самый маленький житель в своем городе, он уверен, что рожден для великих дел.
Саймон убежден: скоро он совершит подвиг, правда, еще не знает, какой. Пока же будущая знаменитость терроризирует своего учителя и местного священника, убеждая несчастных взрослых в собственной уникальности.
А между тем, настоящий подвиг уже ожидает своего героя, и вовсе не там, где его ищет малыш…
Маленький человек с большим сердцем
В 1998 году на свет появились два фильма о маленьких людях с большими сердцами. Один называется «Великан» и был снят Питером Челсомом, другой получил название «Саймон Бирч» и является экранизацией известного и очень сильного романа Джона Ирвинга «Молитва по Оуэну Минни». Эти фильмы очень похожи, и объединяет их не только год выпуска — тема, герои, действие на человеческую психику, постановка, решаемые и поставленные проблемы…
Оба фильма о детях, о поиске себя в мире, о любви, вере, дружбе… оба провалились в прокате, и были совершенно незаслуженно оставлены без внимания критиками и широким зрителем. Оба фильма очень чувственные, очень личные, очень эмоциональные, оба не могут оставить равнодушным, после этих фильмов на мир и людей начинаешь смотреть по-другому. Эти фильмы нужно не просто смотреть, их нужно переживать.
Ирвингу вообще очень везет на экранизации. Фильмов по его книгам не много, но так получается, что самые достойные режиссеры и прекрасные актеры берутся за воплощение замыслов писателя в жизнь. Замыслы у писателя всегда одинаковые, Ирвинг — человеческий писатель. Его книги сравнимы с романами Бальзака и Гюго. Он всегда берет за основу одну человеческую личность, и, медленно и подробно описывает в деталях ее мир, ее окружение, переходит на людей, ее окружающих, на время, на сегодняшнюю реальность, и, в результате получаются полуэпические повествования, воссоздающие целые миры, в центре которых один человек, некто избранный, устами которого говорит автор.
Первая же экранизация гениальной книги «Мир по Гарпу» оказалась шедевром, в котором царствовал Робин Уильямс. Почему я вспомнил именно этот фильм? Потому что фильм про Саймона Бирча можно с полным правом назвать «Мир от Бирча», название «Мир по Гарпу» сразу расставляет авторские приоритеты. Есть человек, совершенно особенный, абсолютно непохожая на других и очень яркая личность, которому придется прожить свою трудную, но очень насыщенную жизнь, в которой будет абсолютно все. Это целый мир. Личный мир одного человека. И только те, кого он сам в этот мир пустит, примут участие в его судьбе.
Есть человек. Маленький человечек по имени Саймон Бирч. Саймон не должен был выжить, потому что родился на свет с многочисленными патологиями, но он выжил. Врачи удивились и предрекли Саймону смерть сначала через сутки, потом через неделю, потом через месяц, но шли годы, а Саймон жил. Вернее, выживал. Потому что жизнь предстоит совсем в ином свете, когда в 12 лет в ты не можешь дотянуться до дверной ручки без табурета, когда собственные родители ненавидят тебя и чувствуют за тебя только стыд, когда твои зубы и большая голова пугают людей, твои ноги не желают тебя слушаться, на твоем кнопочном носу очки размером с телескоп, за ушами слуховые аппараты, а голос твой напоминает писк придушенной кошкой мыши. Жизнь… смешно говорить о нормальной жизни в положении главного городского изгоя.
Вокруг тебя большие девчонки и мальчишки, они растут, все в мире растет, все цветет, все изменяется, а Саймон… Саймон не может измениться, он понимает, что никогда не вырастет, он знает, что жить ему осталось немного, что у него никогда не будет ни девушки, ни жены, ни детей, что он никогда не будет по-настоящему счастлив, чтобы он не делал.
Другой бы на месте этого ребенка превратился в озлобленное, угнетенное существо, или покончил бы с собой… Но Саймон не таков. Этот ребенок уже давно не ребенок. Он понимает то, что другие поймут через несколько десятилетий. Его пытливый ум рано повзрослел, он умнее, добрее и сильнее всех в этом городе. Он твердо уверен, что у Господа Бога были свои причины создать его таким, и не унывает, он верит, что у Бога насчет него свой, особый план и что когда-нибудь мир еще заговорит о Саймоне Бирче, каким бы коротышкой он не был. У него есть верный друг, есть люди, которые искренне его любят, с их помощью он станет… кем-то!
Когда смотришь «Саймона Бирча», в голове хороводом проносятся мысли. Как, КАК такое возможно, чтобы Господь Бог, если он есть, может быть настолько несправедливым и жестоким? Почему, за какие грехи, в какую злую шутку он создает таких прекрасных людей… ТАКИМИ? Зачем? Почему, включая телевизор и смотря новости или криминальную хронику, мы видим лица… нет, морды убийц и насильников… Молодые, здоровые, откормленные хари, руки, как столетние дубы, тупое и злобное выражение, ненависть в глазах… Зачем?
В мощную грудную клетку да настоящее сердце — это же можно было бы горы свернуть! Но это не люди… И потом мы смотрим на Саймона Бирча — Бог отнял у них все, что только можно представить, он поиздевался над ними, как мог, а они остаются ему благодарны. Они остаются добры к окружающим… А может, и правда, как писал классик, «голодного, верно, не сытый, а только голодный поймет?" Может, и правда, они чувствуют всю боль несовершенного человечества, и отвечают за нее, неся свой тяжкий крест с достоинством? Они, эти святые наших дней. Настоящие святые, не те, которые закрывались в кельи, носили плащаницы и не мылись, а те, которые стараются каждый свой день земной наполнить чем-то настоящим, чем-то нужным.
Все люди в этой картине по-своему несчастны. Чувствуешь огромную боль, которую чувствуют ее герои — это разная боль, боль потерь, разочарований, несбывшихся надежд. Но при всей этой щемящей боли фильм светлый и солнечный, каждый кадр его дышит добротой и надеждой. Этот фильм — подстать самому Саймону Бирчу.
Смотришь, и искренне поражаешься, как в этом тщедушном, болезненном, крошечном тельце может быть столько жизни? Столько энергии, оптимизма, веры? Какая сила воли, какой дух и какая душа живут в этой крохе! Ни один человек в этом фильме не наделен таким количеством положительных качеств, как Саймон Бирч, вероятно, это и есть слабая попытка Господа оправдаться и исправить сделанное — «да, блин получился комом, зато вкуууууус…» И чувствуешь, что вот перед нами настоящий человек, умеющий думать и чувствовать.
Не игрушка, не марионетка, не слепо верующая овечка. Нет, он верит сильнее всех священников, но его вера настоящая, пусть и пропитана детским язычеством… Но в нем же заложен дух бунтарства, ум преобразователя… Так почему же нельзя было сделать так, чтобы на свет родилось одним быдлом меньше, а Саймон мог жить и делать то, что могло бы нести людям радость? На эти вопросы, конечно, нет ответа. И об этом говорит фильм — нет справедливости, нет правды, но есть вера (не религия!!!!), которая помогает человеку обрести свою собственную правду и быть справедливым к другим.
Фильму повезло, маленький Йен Майкл Смит — живое воплощение романа Ирвинга, и, конечно, только он смог бы сыграть. Йен Майкл в жизни испытал и продолжает испытывать все те проблемы, которые испытывает его герой, поэтому роль эта получилась такой искренней и личной. В ней нет ни капли фальши. Еще 100 лет назад Смита подобрал бы какой-нибудь цирк, и на мальчугана глазели бы тупо-любопытные зеваки. Но в наше время ему повело обрести себя в прекрасной роли в прекрасном фильме, хотя хорошо осознаешь, когда смотришь все это, что у талантливого парня, которого природа «наградила» таким количеством физических недостатков, нет никакого будущего в кино. Ведь такие фильмы, как этот, появляются очень редко, и, как видите, не имеют успеха… Почему? Потому что не соответствуют пониманию кино, как увеселительного аттракциона.
Этот фильм еще и о людях. Разные люди окружают Саймона. Добрые и злые. Думающие о других и только о себе. Равнодушные и ограниченные. Глупые и умные. Циничные и откровенные… Многообразие лиц и характеров Ирвинга в полной мере отражено в фильме отличными актерами. И, конечно, никто здесь ничего не делит на черное и белое, особенно главные герои. Понимание того, что жизнь — это все цвета радуги, присутствует в каждом кадре.
Джозеф Мацелло очень хорошо проникся ролью единственного друга маленького изгоя Саймона Бирча. Очень полно и точно раскрыл характер своего персонажа очаровательный добряк Оливер Плэтт, для которого эта роль стала одной из лучших. Эшли Джад в этом фильме — настоящее Солнышко, в ней столько очарования, оптимизма, красоты, добра, радости жизни… И, конечно, нельзя не сказать о Джиме Керри, для которого 1998 год стал переломным. Игравший до той поры, в основном, роли придурков (мягко говоря — эксцентриков) в очень смешных комедиях актер перевернул все представление о себе, как об актере, гениальной игрой в «Шоу Трумэна» Питера Уира. Здесь его роль гостевая, требующая, в сущности, просто появления на считанные минуты. Но актер смог в эти минуты одними глазами показать все, о чем рассказывалось в фильме, поэтому в то, что его взрослый герой — и есть тот самый мальчишка. лучший друг Саймона Бирча, веришь безоговорочно. Достаточно было одного взгляда! Вот что я называю волшебством моментального перевоплощения…
Но все это перестает быть существенным рядом с тем, какие впечатления фильм оставляет, как психологически и эмоционально влияет на человека. Он увлекает зрителя в глубины человеческих характеров, открывает мир богатый, сложный, не укладывающийся в одно измерение, как и любая картина подлинного художника. Как и в любой жизни, в нем есть, над чем искренне посмеяться и о чем искренне поплакать. Бесконечно добрый, бесконечно человечный, искренний, неэффектный, но эффективный милый и глубокий фильм, который просто должен заставить зрителя задуматься о том, что он сделал в жизни и что может сделать.
Американский писатель Джон Ирвинг полагал, что его роман «Молитва об Оуэне Мини» не может быть успешно претворён в фильм и продал права на экранизацию под условием, что его название будет изменено. Альтернативный вариант «Саймон Бирч» был предложен самим автором.
Роль Ребекки Вентворт могла достаться Сандре Баллок.