Описание:В фильме описывается жизнь и рабочие будни Вирджинии Вульф через рассказ истории трех женщин: Вульф, которая показана в период написания ею «Миссис Дэллоувэй», когда ее терзали мысли о самоубийстве; Лары Браун, молодой жены и матери, которая задыхается в рамках своей опрятной жизни среди Лос-Анджелеса 1951 года; и Клариссы Вон, которая устраивает вечеринку в Нью-Йорке наших дней для своего близкого друга Ричарда, умирающего от СПИДа.
- Майкл Каннингем, автор романа, по которому снята картина «Часы», исполнил в фильме камео — роль прохожего у цветочного магазина, где героиня Мерил Стрип покупает букет.
- На роль Лоры Браун рассматривались кандидатуры Гвинет Пэлтроу и Эмили Уотсон.
- Николь Кидман выучилась писать правой рукой специально для роли Вирджинии Вулф (актриса — левша, а Вулф была правшой).
- Продюсер Харви Вайнштейн не хотел уродовать актрису Николь Кидман накладным носом, однако Стивену Долдри удалось отстоять оригинальный грим, придавший Кидман портретное сходство с Вирджинией Вулф. Аналогичная ситуация возникла на съёмках картины «Братья Гримм», на этот раз Вайнштейн остался непреклонен и не позволил режиссёру Терри Гиллиаму украсить Мэтта Дэймона накладным носом.
- Сцены между Клариссой Воган и Луисом Уотерсом переснимались, потому что изначально роль Луиса исполнял актёр Зелько Иванек, который значительно позже был заменён Дэниелсом.
- Другая группа сцен с участием Мерил Стрип была переснята: финальные эпизоды с участием постаревшей Лоры Браун изначально снимались с актрисой Бетси Блэйр, однако режиссёр был недоволен несхожестью актрисы с Джулианной Мур (игравшей молодую Лору), и сцены переснимались с участием загримированной Мур. Грим актрисы занимал шесть часов.
- «Часы» были первым вариантом названия романа Вулф «Миссис Дэллоуэй».
- Имя Мерил Стрип появляется в романе Майкла Каннингема: по сюжету где-то возле дома Клариссы шли съёмки фильма с её участием.
- Перед съёмками Кидман прочитала все опубликованные письма Вирджинии Вулф; по словам актрисы, это дало ей возможность глубже проникнуть в характер персонажа.
- Сцены с участием Стрип снимались первыми; затем была снята история героини Джулианны Мур; последней на съёмочной площадке появилась Николь Кидман.
- Чтобы достичь эффекта затопления грязной водой комнаты, в которой находится героиня Мур, съёмочный павильон в действительности был помещён в танкер с речной водой.
Остаётся только удивляться, что такая серьёзная драма, в которой радость от пережитых часов счастья неотделима от настойчивого влечения к смерти, не только номинировалась на «Оскар» в девяти категориях, в том числе — в главной, но и собрала в кинопрокате США свыше $40 млн., а в мире — более ста миллионов долларов! Причём она не так уж просто выстроена — в четырёх временах (1923, 1941, 1951 и 2001 годы), с параллельным развитием действия, по ассоциативному принципу. И это в большей степени соответствует отнюдь не литературной организации материала (даже если учесть новаторство манеры письма Вирджинии Вулф, героини первой из историй), а ритмически выверенному способу изложения, присущему и музыке, и кинематографу.
Как раз самое бесспорное и виртуозно исполненное, что есть в ленте «Часы», это музыка Филипа Гласса и монтаж Питера Бойла, которые по явному недоразумению были обойдены вниманием Американской киноакадемии, хотя БАФТА всё-таки вручила свою награду признанному композитору-минималисту, не столь часто работающему в кино. Тон всему в картине задают прихотливое варьирование одной музыкальной темы и парадоксальные монтажные переходы, когда даже может создаться невольное ощущение, что более современные женские персонажи оказываются чуть ли не в одной комнате с Вулф в момент сочинения ею в 1923 году романа «Миссис Дэллоуэй», который по-своему повлиял на судьбы героинь Джулиэнн Мур и Мерил Стрип.
Одна из них по имени Лора Браун (фамилия тут знакова — это всё равно, что быть Ивановой в России!), изнывая в скучном, запрограммированном, «среднестатистическом» браке с вечно всем довольным мужем посреди ухоженной и вполне благополучной одноэтажной Америки начала 50-х, хочет покончить с собой, начитавшись Вирджинии Вулф. И хотя она в последний момент передумывает, предпочтя просто затеряться где-то в американской глубинке, начав жизнь с нуля, через целых полвека это внешне беспричинное бегство из семьи неизбежно отзовётся в отчаянном решении уже разменявшего шестой десяток сына выброситься из окна (пусть он и имел для этого повод, страдая от СПИДа).
Кстати, те, кто недопонимает значение образа Вирджинии Вулф в фильме «Часы» и не видит особой заслуги Николь Кидман в его воплощении на экране (подумаешь — нацепила фальшивый нос, перекрасила волосы, оделась в бесформенно висящее платье и изменила осанку!), упускают из виду, что эта не столь долго присутствующая в кадре нескладная фигура женщины не от мира сего — ещё один точный камертон. Запросто манипулируя собственными персонажами и решая, кому из них надо покончить с собой, сама писательница, переживающая душевную болезнь, похожа на безвольную куклу в руках невидимого кукловода. Она уже дважды к моменту создания «Миссис Дэллоуэй» пыталась уйти из жизни — и это, в конце концов, Вулф удалось сделать в 1941 году, свидетелями чего мы становимся и в прологе, и в эпилоге ленты.
Испив из полной чаши бытия, она исчезнет в потоке небытия, унеся воспоминание лишь о нескольких часах, когда чувствовала, что на самом деле жила. Затеряется в глубине вод — словно её вообще не было. Пожертвует в итоге собой, оставив в живых выдуманную героиню. Точно так же не умрут две женщины из других времён, как бы чувствовавшие свою незримую связь с автором «Миссис Дэллоуэй». Каждая из них прожила свой единственный день в 1951 и 2001 годах, познав горечь иной потери. Неизвестно, что хуже: уйти лично самой из жизни или же лишиться близких? Быть может, желание жить требует большего мужества, нежели стремление раствориться там, где уже не существует ни дней, ни часов, ни минут…