Стаж: 12 лет 1 месяц 20 дней
Спасибо:65535 / 0 Сообщения: 154823
Пол: Не указан
Призраки Гойи / Goya's Ghosts
Год выпуска: 2006 Страна: США, Испания Слоган: «Tell me what the truth is» Жанр: Драма, исторический, биография Продолжительность: 01:49:03 Перевод: Субтитры, Профессиональный (полное дублирование)
Режиссер: Милош Форман Сценарий: Милош Форман, Жан-Клод Карьер Продюсер: Марк Албела, Денис О`Делл, Пол Заентц, ... Оператор: Хавьер Агирресаробе Композитор: Дэн Бауэр В ролях: Хавьер Бардем, Натали Портман, Стеллан Скарсгард, Рэнди Куэйд, Хосе Луис Гомез, Микаэль Лонсдаль, Бланка Портильо, Мэйбл Ривера, Унакс Угальде, Fernando TielveОписание: Испания, 1792 год. Времена возврата жестокостей инквизиции. Инесс, музу знаменитого портретиста Франциско Гойи, инквизиция бросает в темницу. В отчаянии живописец просит о помощи своего друга, священника Лоренцо. Их взаимоотношения подвергаются серьезному испытанию, необратимо меняя судьбы всех троих.
* Милош Форман пригласил Натали Портман на роль Инес, после того как заметил ее сходство с девушкой, изображенной на картине Франсиско Гойи «Молочница из Бордо» (1825-27).
* Финальный кадр фильма - это автопортрет Гойи, написанный в 1815 году.
Милош Форман снимает тогда, когда чувствует в этом необходимость: дедушке его возраст не позволяет «плеваться в вечность», потому что важно и нужно думать о душе в контексте бесконечности. Здесь уже не до корчи оригинальных изысков, моральные дилеммы и путь всея человечества интересуют куда больше, чем утверждение собственного «я», и без того утвержденное ранее. Глобальность затмевает индивидуалистские порывы, каждый герой становится «собирательностью», имя божье поминается всуе с последующими искупительными жертвами, а всякий романтизм топится в болоте такого реализма, что содрогнуться можно от экспрессии свободоблюбивого формановского духа.
У режиссера мало Гойи и много призраков, что в полной мере соответствует названию «Призраки Гойи» . Призраки — все поголовно, которых Гойя старательно зарисовывает на бумаге, потому что он бытописатель жанровых сцен, «фотограф» своей эпохи: люди пришли в этот мир, чтобы успеть что-то понять насчет мироздания и устройства, а их всех обманули. Затем — бедствия «перемен», как в азиатском проклятии, когда можно понимать и видеть, но нельзя что-нибудь изменить. Посреди человеческого хаоса и переменчивости фортуны Гойя по замыслу Формана — лицо пассивное: он — «зеркало», живущее тысячей отражений, с дотошностью фиксирующее свое и чужое настоящее; или же он — тонкая материя, не способная при всем желании изменять участь других.
Другие — костяк практически «мыльного» репертуара: женщина со сломанной судьбой, ребенок женщины, любовник женщины, годы, характеризующиеся надписью «прошло пятнадцать лет». Можно вменять великим в вину любовные истории вообще, поскольку все они по сути банальны. «Призраки Гойи» по конструкции напоминают абрис «Грозового перевала» с историями мамы и дочки, со временем, истекшим без причин и следствий, с главгероем, снискавшим новое положение без объяснений, как. Но при этом нужно помнить, что «Грозовой перевал» — литература для восемнадцатого века не просто прогрессивная, а почти революционная.
Форману в его творчестве революции уже не нужны. Возможно, он «оголливудизировался» и предпочел традиционность решений, но лучше снять хорошее кино по классическим канонам, чем прыгать через свою голову, когда самоутверждение — не цель. Все «мыло» связей «мужчина-женщина» нужно Форману лишь как предлог для большего размаха исторической драмы — с инквизиторами, с французскими мародерами, с чиновниками-перевертышами, с поверженными монархами. Это ожившая живопись, атмосфера восемнадцатого века, навязчивость деталей, когда каждая вещь на своем месте, каждая оборка аутентична, и каждое лицо — архетип, даже если оно из массовки.
Форман переосмысливает человечество так, как его переосмысливал Гойя: сон разума рождает чудовищ. Чудовища везде, им тоже снятся сны. Он создает глубоко эмоциональное звучание, он делает фильм, называемый в просторечье «тяжелым». Он начинает с нежного цветового колорита, и постепенно сгущает краски, погружается во мрак, подчеркивает одиночество и глухоту каждого героя. Это величайший дар — задавать сложнейший тон и настроение, дирижировать чувствами зрителя и провоцировать их на дальнейшее размышление. Так ставить мизансцены, чтобы они врезались в память не хуже гойевских офортов, надо уметь. Форман умеет снимать, хочет снимать, и может снимать — в рамках данного сценария представить иную экранизацию весьма затруднительно.
Не беда, что локализаторы исковеркали имя Иеронима Босха, (мы-то знаем, как звали автора «Сада земных наслаждений»), а своих основных героев Форман выдумал ради сюжетной линии, распутанной, якобы, Гойей. Гойе уже все равно: он жил давно, уединенно, и умер глухим, как Бетховен. Бетховену было сложнее.