Сценарий: Стивен Найт Продюссер: Стивен Гаррет, Роберт Лантос, Трэйси Сиуорд Оператор: Питер Сушицки Композитор: Говард Шор
В ролях: Наоми Уоттс, Вигго Мортенсен, Венсан Кассель, Шинейд Кьюсак, Армин Мюллер-Шталь, Ежи Сколимовски, Сара-Джинн Лабросс, Дональд Самптер, Майкл Сарн, Юсуф АлтинСюжет фильма: Накануне Рождества в Лондоне при родах умирает молодая русская женщина, совсем юная, почти подросток. На руках акушерки Анны остается младенец и дневник, который она нашла в вещах девушки. Анна ужасается ее истории жизни и начинает собственное расследование, которое прямо ведет в логово русской мафии. Так она знакомится с Николаем, который помогает ей разобраться в этой запутанной истории. Анна и не догадывается, что её новый знакомый — жестокий и таинственный киллер, который принадлежит одной из русских группировок Лондона, а факты, описанные в дневнике, компрометируют его босса. Завязывается еще одна ужасающая цепочка любви и убийств, обмана и возмездия…
Съёмки фильма прошли в Англии. «Порок на экспорт» стал первым фильмом в карьере Дэвида Кроненберга, целиком снятым за пределами Канады.Во время съёмок фильма Наоми Уоттс была беременна.Для того чтобы лучше подготовиться к своей роли, Вигго Мортенсен в одиночку путешествовал по России: он побывал в Москве, Санкт-Петербурге, а также в небольших городах на Урале. Он также читал книги о ворах в законе и о тюремных татуировках.Кроме этого, Вигго посмотрел фильм «По прозвищу зверь» с Дмитрием Певцовым в главной роли.Сцена драки в бане снималась без дублеров.Полное имя героя Вигго Мортенсена - Николай Лужин. Это аллюзия на роман Владимира Набокова «Защита Лужина».
Zeke: Очень маленькая, но очень гордая девушка Анна сунула свой нос куда не надо. Дежуря в свою смену, акушерка принимала роды у неизвестной 14-летней девушки, которая в итоге скончалась у Анны на руках. От девушки остались: дневник и новорожденный ребенок, которые в итоге оказываются приватизированы Анной. Как оказалось, умершая была русской, и главная героиня не находит ничего лучше, чем пойти искать корни девушки по визитной карточке, как оказалось, в логово русской мафии…Чем дальше снимает Кроненберг, тем неоднозначнее темы он выбирает. В этот раз он решил связаться с русскими законниками, чуполами и коронацией. Сам по себе — шаг смелый, ибо сложно рассказывать о воровских законах России, спокойно проживая в другой стране. Еще интереснее выглядит тот факт, что действия перенесены в Лондон и прослеживаются намеки на реальное положение дел в сегодняшнем мире. Кое-где, безусловно, это выглядит диким прогоном. Аж смешно. Но, сказать честно, Кроненберг смог проникнуть в тюремные законы куда глубже, чем десятки отечественных режиссеров. И дело тут еще в потрясных исполнителях. В тех, кто наполнил весь этот странный и редкий фильм дикой энергетикой. Речь, конечно же, о Касселе и Мортенсене. Первый играет невменяемого самодура, почти такого как в «Шайтане», но наделенного большими полномочиями. Виго же — сдержанный, хладнокровный и уверенный тип с десятками скелетов в шкафу. Все это мы узнаем раньше, чем нам покажут, но все равно развитие этого персонажа очень увлекательно. Как и увлекательны многие сцены картины. Вспомнить хотя бы очень жесткую и в то же время красивую драку в бане. Естественно у нашего дорогого Кроненберга жестокость правдива и зрелищна. Необычна. Хотя некоторые сцены убийств и выглядят аляповато, но в них тоже есть вкус. Вкус хорошего повара, коронное блюдо которого — жестокость. Историю, которую нам рассказали большие мастера киношного цеха, проливает свет на отношение людей к истине, на ответственность за свои поступки. Это фильм о лжи, предательстве и справедливости. Опорой сценария служит старая сказка о том, как честный человек пытается проучить плохишей. Получилась она по-взрослому выдержанной и правдивой. А главный сюрприз не является каким-то откровением для киноманов. И в то же время он не сбивает настрой, он был нужен. Режиссер на славу поработал со своими советниками. Воссоздать русский колорит удалось отменно. Даже та маленькая комнатушка, в которой сидит Анна со своими родственниками, пропитана русским духом. А за такие приятные мелочи можно простить постановщику все угловатости и шероховатости. Единственное что может разочаровать — это оригинальная дорожка фильма, которую в России мало пока кто слышал. Фильм идет в полном дубляже, по всей видимости, прикрывая многие фразы героев на русском. Поживем — увидим. Мрачное и аппетитное кино. Кроненберг в рассказах о русской мафии не ушел в пучину криминала. Он поведал о людях, также о законах отношений между ними. Особенно красивой вишенкой на этом торте значится последняя сцена, в которой кто-то может увидеть очень тонкий и скандальный намек… Отличный экземпляр для Вашей коллекции.
SaW: Кроненберг — один из самых жестких режиссеров в истории кинематографа, каждый фильм которого — это боль, инцест, ненависть, смертоносные интриги, это визуальный ряд, вызывающий отвращение у людей с расшатанными нервами, этим и отличаются его фильмы от работ других режиссеров, а некоторые имеют смелость даже скопировать его стиль, но следать что-то омерзительней, и при этом со смыслом и умом, никто не может, и вряд ли подобное когда-то кому-то удастся…Найт, Стивен Найт — человек, интересующийся оборотной стороной Лондона, его узкими закаулками и темными углами, куда проход доступен только по блату. Так он написал сценарий к фильму «Грязные прелести», которые выворачивает изнанку Великобританской столицы, ее прогнивший фундамент и посланные куда-подальше моральные устои. Но одного фильма ему показалось недостаточно. Так пришла идея «Порока на экспорт». Нужно было рассказать о другой культуре, о других обычаях, о других людях… Так Кроненберг столкнул два несовместимых мира: мир обычных людей и другой мир, подпольный мир, где правят свои законы, где все решается «полюбовно» с применением силы, авторитета и пушкой за пазухой, где нет полиции и сильно расшатанный аппарат управления. По воле случая это столкновение произошло через обычную акушерку Анну Ивановну Уоттс и 14-летнюю девушку, погибшую при родах и оставившую после себя наследство: ребенка и дневник, описывающий все страшные страхи, какие-то можно себе представить. Сближение началось и его не остановить, слияние миров приведет к неисправимым последствиям и куче неоправданных смертей, бессвязных, идущих одна за другой. Так бы и случилось, если бы ни Николай, которого Девид практически заставил сделать моральный выбор.Но не так быстро, необходимо сказать и о немаловажной детали фильма — «русской стороне»…Сталкивая два мира нельзя обойтись без сравнения их будничной, обыденной жизни. Мир Анны — это типичная жизнь представительницы среднего класса, которую Кроненберг хотел контрастировать с роскошной и праздной жизнью, которой живет Николай. И это воистину удалось. Очень правдоподобно воссоздан дизайн ресторана, на который ложится немаловажная часть фильма. В сцене банкета русской мафии воссоздали аутентичную кухню высших слоев: бутербродики с икорочкой, осётр и национальные горячительные напитки — все как полагается. Была проделана огромная работа по изучению русской культуры, никто не халтурил, все ради того, чтобы приблизить увиденное на экране к реальной жизни. Для этого даже было принято решение показать в фильме образы реальных людей — герой Армина Мюллера Шталя — Семен — списан с владельца одного из русских ресторанов в Нью-Йорке, а Анна — это копия акушерки, принимавшей старшего сына сценариста Стивена Найта. Отличительная деталь — речь героев. Актеры неплохо произносили русскую речь, с явным русским говором, не хуже чем эмигранты, покинувшие просторы русской земли леток так 20 назад и уже забывших напрочь родной язык. Последняя кульминационная деталь, связывающая весь фильм и придающая ему смысловую нагрузку оставлена на потом. Теперь вернусь по намеченному пути. Жестокий мир мафии, переполненный насилием, предстает перед нами на экране, во всей красе, без компромиссов и цензуры. Наученный опытом, Найт мастерски обрисовывает образы членов «семьи», будь то Кирилл, сын главы семейства в исполнении Венсана Касселя, привыкший получать все что захочет, но при этом стремащийся вырастить в глазах отца, тайком организуя грязные делишки без его ведома. Или Семен — владелец ресторана, отличающийся раздвоением личности. Как Билли Костиган в Отступниках — с матерью надевал одну маску, а когда шатался по ночному городу с отцом — совсем другую. Так и Семен — с виду вполне среднестатический пожилой мужчина, сумевший организовать свой бизнес, но при этом имеет за спиной увесистый багаж скелетов, которые в один шкаф и не поместишь-то. И, самое главное, Николай, киллер и перевозчик, человек не бросающий попросту слов, знающий свое дело и выполняющий его с филигранной точностью, свойственной заказным палачам. Этот персонаж мне очень напомнил Йана Бриджеса — главного персонажа книги Дневник Киллера англичанина Дэнни Кинга. У них даже схожие методы по избавлению от трупа. Идеальный рецепт таков: отрезаешь все пальцы и вырываешь зубы, чтобы тело не могли опознать по отпечаткам или по слепку с зубов, потом сбрасываешь его в пучину вод Темзинских. Действует безотказно…Собственно именно этот человек, хладнокровный убийца, стоит в центре невидимого пласта полотна Кроненберга, который пытается раскрыть тайны человеческой сущности, что движет людьми жить той или иной жизнью и что подвигает их в корне изменить свои устои, разрушить построенные стереотипы, вроде пробуждения от сна в одно и тоже время и ежедневной поездки на работу, и начать все заново. Что нами движет? Это главная проблема картины. Тут Крони ловко ставит визуальный барьер, прикрывая им правду. Этот самый визуальный барьер — татуировки Николая. Согласно Кодексу Чести асоциальных элементов, татуировки — это «личное дело» их обладателя, которые позволяют человеку, разбирающемуся в их обозначении, легко прочитать прошлое того, кто стоит перед ним. Николай Лужин достиг высокого положения среди «своих», это говорят звезды на его коленях, они означают, что он никогда не встанет на колени. Всего на тело Мортенсена было нанесено почти 50 татуировок, при этом каждая из них несет свой смысл, татуировки — это мир скрытых символов, который изучить «от» и «до» достаточно сложно. Для этого были использованы различные книги, рассказывающее о языке надписей и документальный фильм Знак убийцы, снятый в русских тюрьмах. Так в чем смысл этих татуировок? Русские мафиози уверены, что все написанное на теле «вора в законе», это и есть правда, их не интересует душа человека, её как бы нет, есть только изображения на теле и никакая подноготная их не колышит. А зря… Николай Лужин оказался слеплен из другого теста. Он — двухслойный корж. Верхний — это его нательные знаки, а нижний — это его истинная сущность, явственно показывающая на то, что он, хоть и киллер, но у него есть душа, он может проявить сострадание к другим, он может спасти сбившиеся с пути души, что мораль — не совсем пустой звук для него. Он на протяжении фильма доказывает это трижды. А ведь боди-арт на его теле гласил об обратном, не так ли? Одна из надписей звучит так: «Я раб судьбы, но я никогда не буду рабом закона». Написано, значит так оно и есть, подумает мафиози — ответ окажется неверным. И последняя символичная сторона нательных знаков. Вспомните слоган фильма — «Каждый грех оставляет след». Вы уже догадались, что имеется ввиду не моральный аспект вопроса, мол, остается след в душе, а остается на теле, в виде татуировки. Поэтому, чтобы не оставить следов — не грешите, а если все-таки сбились с пути — попытайтесь снова стать членом общества. Спасите себя, а иначе никто не спасет…
Kabal: Дэвид Кроненберг всегда предпочитал снимать «непричесанное кино», круто замешанное на сексе и насилии. Он, словно безжалостный естествоиспытатель в белом халате, пытающийся проникнуть в самые потаенные уголки человеческой души — для чего совершающий точечные хирургические надрезы в тех местах, где одни скупились на подробности, а другие и вовсе раздраженно отводили нос. И хотя еще никто так здорово не снимал вампиров, мутантов, паразитов и внедренных в человеческое тело червей во всей их «красе», большая часть предметов его исследований, в целом, носят сугубо антропологический интерес. Кроненберг, кстати, как и подобает великому экспериментатору, не видит смысла что-либо обличать или искать причины, он просто показывает изменения. Из категории — если у мухи оторвать крылья, то она судорожно забегает по столу. В этом есть что-то забавное: еще секунду назад назойливое насекомое рассекало по дому, и привлекала чрезмерное внимание, а уже сейчас — прижатая к столу, оно вызывает лишь равнодушие. В чем действительно не откажешь Кроненбергу, так это в том, что он здорово улавливает мировые тенденции. В уходящем году вопрос противостояния Запада и Востока стоял особо остро, и это не могло не повлиять на искусство и в частности, на кинематограф. Ветер переменился — сейчас стало модно снимать про глубинки и суровую действительность, особенной восточной ее разновидности. На престижных кинофестивалях на смену заслуженных мэтров приходят никому неизвестные румыны со своим видением совдеповского прошлого, а Эли Рот продолжает пугать доверчивых американцев словацким «Хостелом». Кроненберг никогда не отстававший от модных веяний (его «Экзистенция» вышла в один год с «Матрицей`), снял кино про загадочных «русских», которые, наконец-то, не выглядят как пришельцы с неизвестной планеты. Наверное, в очередной раз стоит «похвалить» кинопрокатчиков за то, что «Восточные обещания» (относительно точный перевод оригинала, более-менее отражающий проблематику сабжа) вышли в российский прокат под непонятным названием «Порок на Экспорт». Да, действительно в фильме много порока, и может даже где-то и экспорту место оставили, но фильм не об этом. По мне так, кино скорее о «широкой русской душе», в которой любовь и доброта соседствует с самыми ужасными поступками. Стало быть, героиня Наоми Уоттс, решившая отыскать родственников осиротевшего младенца, — это светлая сторона русской души; а вся криминальная русская диаспора, осевшая в Лондоне, во главе с Семеном и его совершенно чокнутым сынком Кириллом — темная сторона. Конечно, Кроненбергу в большей степени интересно все темное, скрытое от потусторонних глаз под пеленой неизвестности. Он хочет исследовать все те места, о существовании которых известно, но куда обывателю вход закрыт. Именно поэтому маэстро уделяет большое внимание деталям, воровским татуировками и ритуалам — вещам, за которыми скрыто главное — психология. Психология «вора в законе». Сложные причинно-следственные связи в фильме упакованы в обманчиво простую, но обтекаемую формулировку. Кроненберг остался верен самому себе — он развивает идеи о мутации. И после сцены коронования героя Мортенсена в братки, следом идет мощнейшая по эмоциональному накалу драка в турецкой бане — двое чеченцев идут убивать «вора в законе»: совершенно голого, но ни в коем разе небеззащитного. Эта сцена, сопровождающая необыкновенно яркими эпизодами жестокости, снята с избыточным визуальным шиком и демонстрирует разницу между обычным человечком и монстром с татуировками в виде звезд на коленях. И последнее. Хотелось бы, конечно, обойти стороной недостатки сабжу, но, увы, они слишком сильно «режут глаз» — в сценарии есть определенные дыры и очень-очень-очень правильный финал, воплощенный, к слову, не в самом удачном виде. Ну и Кроненберг немножко, но все же постарел — потерял былую хватку и теперь вместо того чтобы снимать жестокость, предпочитает ее зачитывать ласковым закадровым голосом из категории «как дядя Семен насилует бедную 14-летнюю девочку».Впрочем, «Истерн Промисез» — очень крутое и непафосное кино — абсолютно авторское, как и «Хистори ов Вайоленс». В нем нет ненужных длинных планов, зато он здорово выстроен и предлагает крайне необычную психологическая трактовка персонажей. И этот триллер являет собой работу высшего класса — возможно, лучшую в этом году.
Бюджет: £25 000 000Сборы в мире: $17 266 000 + $38 839 902 = $56 105 902Зрители: 2.5 млн. 762.7 тыс. 573.2 тыс.: 7.80/10(59 986)Возрастной рейтинг MPAA:
Рейтинг R - Детям до 17 лет обязательно присутствие родителей