Жанр: драма Продолжительность: 01:31:47 + 01:30:35 (фильм о Бергмане) Перевод: Профессиональный многоголосый войсовер (закадровый перевод) + Комментарии ученого Питера Коуи (на английском языке), наложенные на оригинальную дорожку на шведском
В ролях: Виктор Сьостром, Били Андерссон,Ингрид Тулин/Ingrid Thulin/, Гуннар Бьорнстранд, Джуллан Киндал, Фольке Сундквист, Бьорн Бьелвенстам, Найма Вифстранд, Гуннел Бростром, Гертруд Фридх, Сиф РуудОписание: 78-летний профессор из Стокгольма вспоминает и пересматривает разочарования своей долгой жизни. Вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое.8.283 (615)8.30 (17 918)Top 250: 131Качество: DVDRip Источник Формат: AVI Видео кодек: XviD Аудио кодек: AC3 Видео: XviD; 720x528 (4/3); 2639 Kbps; 23,976 fps; 0,290 bpp Аудио #1: AC3; 160 Kbps; CBR; 1 ch [Профессиональный многоголосый войсовер (закадровый перевод)] Аудио #2: AC3; 160 Kbps; CBR; 1 ch [Комментарии ученого Питера Коуи (на английском языке), наложенные на оригинальную дорожку на шведском] Субтитры: Русские (VobSub, отдельным файлом, отключаемые)
Ingmar Bergman - On Life and Work / Ингмар Бергман - В жизни и в работе (1998)
Описание: 90 мин. документальный фильм о Бергмане, снятый для шведского телевидения (с английскими неотключаемыми субтитрами) Качество: DVDRip Формат: AVI Видео кодек: XviD Аудио кодек: AC3 Видео: XVID 640x480 29.97fps 1367Kbps Аудио: Dolby AC3 48000Hz mono 160Kbps [Оригинальная дорожка на шведском языке] Субтитры: Английские (неотключаемые)
Галерея фотографий
Описание: Галерея редких фотографий "за кадром", фото не вошедшие в фильм + плакаты (1,19 Mb - в виде видеофайла)
Инициалы главного героя 'И.Б' (Исаак Борг) тождественны инициалам режиссера и сценариста (Ингмар Бергман).
Как и многие другие картины маэстро Бергмана, эта во многом автобиографическая.
«Strawberry fields» - земляничная поляна. По-другому данное словосочетание можно трактовать, как «отрывок в памяти (воспоминания,), связанный с земляникой», что во многом соответствует содержананию фильма.
Исполнитель главной роли, Виктор Шестрем, умер через два года и неделю после выхода фильма.
Сценарий к этому фильму Бергман написал, находясь в госпитализации.
В Швеции «Земляничная поляна» - жаргонное название психиатрических больниц.
Пожалуй, «Земляничная поляна» стала самой прославленной лентой шведского режиссёра Ингмара Бергмана. Хотя сейчас, наверно, трудно поверить в то, что новаторский по средствам кинематографической выразительности (прежде всего — по использованию приёма «внутреннего монолога») фильм о старом профессоре, который на склоне лет подвергает беспощадному и в то же время спасительному для самого себя мысленному суду всю свою жизнь, поставил 39-летний автор. Между прочим, идея этой картины пришла к Бергману в момент вынужденного пребывания в больнице, где людям поневоле приходится задумываться о смерти и, вероятно, заново переоценивать уже пройденный путь.
Вовсе не поиски веры, а поиски истины человеческой жизни составляют суть бергмановских героев. Они живут — словно тайну разгадывают. Истина то приближается, то вновь ускользает. И порой трудно разобраться: где подлинная, а где иллюзорная жизнь. Вот и Исак Борг из «Земляничной поляны» как бы получает возможность вернуться в собственное детство, к самому себе (то есть к тому, кем он ещё мог быть) — и мучительное чувство стыда охватывает его душу. Обращение в прошлое, самоуглубление и самоосуждение даёт надежду на самоусовершенствование.
Борг перед близкой смертью словно пересматривает внутренним взором всё пережитое — и через воспоминание о детских годах приходит очищение, а иначе — искупление. У него уже нет шанса начать всё сначала, переиграть по-другому свою жизнь. И всё-таки престарелый профессор именно в «мечтах о минувшем» обретает подлинное бытие, узнаёт своё истинное лицо. Последний сон Борга — это мифологическое время, где собраны все времена. Жизнь одного человека здесь выступает в качестве бытия всего человечества. Эта Вечность является антитезой Небытию из первого сна.
Образами смерти в этом сне оказываются пустынный город, тишина, отсутствие лица у прохожего, а главное — часы без стрелок и катафалк, где находится сам Борг. Часы без стрелок — как раз метафора несуществующего времени в этом мире, обезвременности и обезличенности того, чем является небытие. Напротив, земляника на поляне, которую собирает юная Сара, метафорически воплощает для старого профессора безвозвратно ушедшее детство. Но очищение может придти только через страдание. Отсюда и гвоздь во сне, о который Борг ранит свою руку. Архетипичность детали напоминает о муках распятого Христа.
В «Земляничной поляне» также есть ряд зеркальных построений. Например, рифмуются, как двойники, Исак Борг и его сын Эвальд, две Сары, исполняемые, кстати, одной актрисой Биби Андерссон, а также Исак и Виктор, приятель второй Сары, и т. д. Кроме того, по фильму разбросаны различные намёки, которые при желании можно воспринимать в качестве метафор, рифмующихся друг с другом. Часто говорится о смерти, о мёртвых, о детях, тех, кто уже родился или ещё нет. Определённая связь, безусловно, существует между снами и воспоминаниями профессора.
Если в первом сне Исака Борга ирреальное может показаться несколько наивным с сегодняшней точки зрения, поскольку сопровождается закадровым голосом, то в сцене на земляничной поляне переход в прошлое совершается именно внутри кадра. В старом кино мы бы увидели наезд камеры на лицо человека — и последующие кадры воспринимали бы уже как размышление или воспоминания героя. У Бергмана сначала Борг слышит игру на фортепиано, оборачивается к дому — и видит его таким, каким тот был много лет назад. Затем отводит глаза от дома (то есть панорама!) — и сразу замечает на поляне юную Сару, собирающую землянику. Но Сара пока что не видит старого профессора.
В следующем сне Сара заставит Исака Борга посмотреть на себя — старика — в зеркале. На экране воспроизведено не обычное воспоминание, а словно мысль героя, его воображаемый диалог с прошлым. Человеческое сознание как раз выстраивает ирреальное на основе метафор, когда метафорическое выражение реального принимается за действительно существующее. Профессор в своих представлениях соединяет разговор с юной Сарой из прошлого и то настоящее, в котором он теперь пребывает. Подобное как бы «внутрикадровое сочетание» времён рождает иносказательное ирреальное. Но в том же сне есть и более традиционная внутрикадровая метафора. Когда Сара уносит ребёнка в дом, Борг подходит к пустой колыбели, которая свидетельствует метафорически о «смерти рода» (ведь у Эвальда, сына профессора, вообще нет детей).