Режиссер: Михаил Козаков Сценарий: Леонид Зорин Оператор: Николай Немоляев Композитор: Георгий Гаранян Автор и исполнитель песен: Булат Окуджава Крылатые фразы
* Юноша, самовыражайтесь быстрее * Костик занят, (тихо), он принимает душ! * Искусство в долгу перед Вами! * Костик, а Вас к телефону! * Догнать Сперанского - это утопия!
В главных ролях, * Олег Меньшиков — Константин Ромин, он же Костик, * Леонид Броневой — Аркадий Велюров, * Анатолий Равикович — Лев Евгеньевич Хоботов, * Инна Ульянова — Маргарита Павловна Хоботова, * Виктор Борцов — Савва Игнатьевич, * Елена Коренева — Людочка, * Татьяна Догилева — Светлана Попова, * Валентина Воилкова — Рита, * Софья Пилявская — тётя Костика, Алиса Витальевна, [править] В ролях, * Игорь Дмитриев — Глеб Орлович, * Елизавета Никищихина — Нина Орлович, * Евгений Моргунов — поэт Соев, * Наталья Крачковская — Ольга Яновна — жена Соева, * Марина Дюжева — студентка Анна Адамовна, * Михаил Козаков — Константин Ромин много лет спустя, * Эммануил Геллер — дедушка Савельич (озвучивает Георгий Вицин)[1], * Владимир Пицек — Леонтий — армейский друг Саввы Игнатьевича, * Леонид Машков — Савранский, * Алексей Коняшин — дворник Азиз, * Олег Смолин — мальчик Яша, играющий на скрипке, В эпизодах, * Ольга Токарева — подруга Светы, * Евгений Кулешов — спортсмен, поклонник Светы, * Римма Маркова — Вера Семёновна, врач-хирург, * Александр Пятков — пациент Людочки, * Ирина Шмелёва — танцовщица, * Леонид Тарновский — толстяк в автобусе и на катке, * Вячеслав Горбунчиков — пациент больницы на костылях, * Светлана Швайко — «совесть» Костика, * Анатолий Шаляпин — пациент больницы, * Иван Турчёнков — пациент больницы, * Э. Кук, * Георгий Бурков — мрачный человек на лестнице (нет в титрах)[b]Описание: Москва. 1950-е годы… Для поступления в аспирантуру молодой человек Костик (Олег Меньшиков) приезжает из родного города в Москву, где поселяется в коммунальной квартире у своей тётушки Алисы Витальевны (Софья Пилявская). Соседями Костика оказываются необычный тройственный союз во главе с Маргаритой Павловной Хоботовой (Инна Ульянова) и артист Мосэстрады Аркадий Варламович Велюров (Леонид Броневой). Жизнь историка оказывается насыщена весёлыми и грустными событиями, в которые оказываются вовлечены все обитатели коммуналки и благодаря чему Костик находит свою любовь — Риту (Валентина Воилкова). В завершающем акте вместе с неутомимым мотоциклистом Савранским он спасает Льва Евгеньевича Хоботова (Анатолий Равикович). Виды старой Москвы, уходящей в историю, и песни Окуджавы завершают притягательный шарм картины.[/b]
Возрастной рейтинг MPAA: Рейтинг G — Нет возрастных ограничений
* Эммануил Геллер сыграл в фильме дедушку Савельича, при том, что у самого Геллера отчество тоже было «Савельевич». Интересные факты
* Этот фильм мог вообще не появиться. Дело в том, что Козаков неоднократно отказывался от роли Дзержинского в фильме «Государственная граница» (куда, кстати сказать, его утверждали без кинопроб). Руководство Госкино поставило Козакова перед выбором: либо он соглашается на роль Дзержинского, либо ему не позволят снимать «Покровские ворота». * Перед сдачей фильма в прокат у Козакова также появилась большая проблема: почти сразу же после окончания производства фильма актриса Елена Коренева (исполнившая роль Людочки) эмигрировала за рубеж. Естественно, этот факт бросил тень на всю съёмочную группу. Выход фильма оказался под вопросом. (Аналогичная ситуация произошла с фильмом «31 июня», после невозвращения из-за границы Александра Годунова). Как раз в это время вышло постановление ЦК КПСС о кинематографе, содержавшее требование выпускать больше кинокомедий. Это и спасло фильм от того, что его не «положили на полку».
Ляпы
* В эпизоде прогулки по бульварному кольцу под песню Окуджавы «Часовые любви» в кадре показан маленький мальчик, на куртке которого изображен символ Олимпиады-80. Очевидно, что подобной курточки не могло быть во времена, в которые разворачивается действие фильма. * В эпизоде, где Костик с Ритой стоят на пешеходном мосту через Яузу, на заднем плане по железнодорожному мосту проезжает электропоезд ЭР2 с квадратной кабиной, алюминиевыми оконными рамами и резиновыми межвагонными тамбурами. Выпуск этих электропоездов начался только в середине 70-ых годов. * В конце фильма в сцене, когда сбежавшие из больницы Людочка и Хоботов на мотоцикле Савранского неожиданно попадают в Москву 80-х, под коляской мотоцикла отчётливо видны 2 приделанных дополнительных маленьких колеса необходимых для следующей сцены, в которой Савранский рукой отталкивает коляску с сидящей в ней Людочкой, и коляска свободно катится на 3 колёсах (вместо положенного ей по конструкции одного) в сторону отставшего от мотоцикла Хоботова. * В коммунальной квартире, в которой живут герои фильма, наряду с характерными для той эпохи чёрными карболитовыми выключателями, присутствуют жёлтые пластмассовые выключатели, выпуск которых начался примерно в начале 70-х годов 20 века. * Первое свидание Людочки и Хоботова. После прогулки по городу они садятся в трамвай под номером 2170. Этот же трамвай, под тем же номером присутствует в финальной сцене фильма «Законный брак» и в фильме «Место встречи изменить нельзя». (см. раздел «Киноляпы») * Незначительный ляп в конце фильма в сцене в больничном саду. На фоне главных героев постоянно снуют статисты изображающие больных. Один из них в начале сцены показан с травматической повязкой на голове (шапка Гиппократа), однако, через некоторое время он чудесным образом выздоравливает и уже обходится без повязки. * В разговоре с Людочкой Хоботов говорит, что работает в издательстве и переводит преимущественно англо-саксонских авторов (ошибка: как раз он говорит, что издает преимущественно романских, но бывают и англо-саксонские поэты). Однако, по ходу фильма он цитирует строки и рассказывает эпизоды биографии сугубо романских поэтов: Камоэнса, Вийона, Рембо, Сервантеса.