Жанр: боевые искусства, фэнтези Продолжительность: 01:54:46 Перевод: Профессиональный (дублированный) + ОригиналРежиссёр:Йен Ву-Пинг Сценарист: Чи-Йонг То Продюсер: Уильям Конг, Чжан Чжэньянь Оператор: Чжао Сяодин Композитор: Шигеру Умебаяши В ролях:Ман Чук Чиу (Винсент Чжао), Чжоу Сюнь, Мишель Йео, Фэн Сяоган, Энди Он, Цзянь Луи Ксиа, Chia Hui Liu, Ка-Ян Леунг, Уилл Лью, Джей ЧоуОписание: Со, генерал в армии принца, устал от войн и покидает пост на самом взлете, оставив вместо себя своего сводного брата Юаня. Вместе с женой, родной сестрой Юаня, Со перебирается в провинцию, где вскоре у них рождается сын. Но Юань на самом деле уже давно и люто ненавидит семью Со, отец которого когда-то убил его собственного отца, и все эти годы изучал смертоносную технику кулака пяти ядов. И свой гнев он обрушит на Со, когда тот будет ожидать этого меньше всего.kinopoisk.ru: 6.447 (740) imdb.com: 6.40 (945)Официальный сайтКачество: HQRip Формат: AVI Видео кодек: XviD Аудио кодек: AC3 Видео: 720x304 (2.37:1), 23.976 fps, XviD build 50 ~1951 kbps avg, 0.37 bit/pixel Аудио Dub: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 3/2 (L,C,R,l,r) + LFE ch, ~384 kbps Аудио Chin: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 3/2 (L,C,R,l,r) + LFE ch, ~384 kbps Сэмпл
Cy Цaнь, бoлee извecтный кaк Hищий Cy, иcтopия кoтopoгo paccкaзaнa в фильмe — лeгeндapный бoeц, oдин из Дecяти кaнтoнcкиx тигpoв и ocнoвoпoлoжник cтиля «пьянoгo кyлaкa».
Зacлyжeнный экшн-xopeoгpaф Йен Ву-Пинг («Maтpицa», «Убить Биллa») внoвь ceл в peжиccepcкoe кpecлo cпycтя 14 лeт пocлe cвoгo пocлeднeгo фильмa в 1996 гoдy «Macтep тaйчи 2» c Джeки By в глaвнoй poли.
Фильм рассказывает историю Су Цаня — легендарного Нищего Су, о котором был снят не один фильм. Но эта история снята с удивительным эклектическим размахом.
Су Цань (Винсент Чжао) — воин, мечтающий достичь особых высот в боевых искусствах и учить других. У него есть сводный брат Юань Ле (Энди Он), отца которого за его особую злобность убил отец Су Цаня и воспитал Юаня как своего сына. За боевые заслуги Су Цань был представлен к высокой должности, но поскольку она его не интересовала, тот отдал ее Юаню, а сам ушел самосовершенствоваться, попутно женившись на родной сестре Юаня, Ин (Чжоу Сюнь).
Через пять лет выясняется, что Юань затаил зло на приемного отца и заодно на Су Цаня, а также обучился неким темным боевым искусствам (кулак пяти ядов). Изменившийся злобный брат Юань возвращается, убивает отца Су Цаня, почти убивает его самого, однако им с женой удается ускользнуть. Сын Су Цаня и Ин остается у Юаня.
Далее мы видим несколько стандартный сюжет подготовки главного героя к мести, однако стандартен он только на первый взгляд. Су Цаня обучает некий «Бог у-шу» (Джей Чоу), однако выясняется, что скорее всего Су Цаню это видится в алкогольном делирии. Это, впрочем не мешает ему достичь вполне неплохих высот в боевом искусстве. Далее вместо обычного поединка главного героя со злодеем и торжества справедливости мы видим еще несколько не слишком предсказуемых поворотов сюжета, которые я пересказывать не буду, чтобы не портить вам удовольствие от просмотра.
Кроме прочего, интересна финальная сцена фильма, в которой снялся голливудский актер Дэвид Кэррадайн (это был последний фильм, в котором он снялся до конца). В этой сцене он играет Антона, владельца группы европейских борцов неясной национальности.
Если вам до сих пор не верится, что Гонконг воскресил былую славу фильмов 90-х годов, то Йен Ву Пинг послужит вам доказательством и рассеет все оставшиеся сомнения. “14 клинков” от Ли и “Крадущиеся тени” от Нг служили только прелюдией к “Настоящей легенде” Йена, фильму, который позволит вам забыть о 15-ти годах кинематографического прогресса и перенесёт вас назад во времени.
Возможно, вы и не припомните имя Йен Ву Пинга, но вам, вполне вероятно, приходилось сталкиваться с его прошлыми работами. Хореография поединков для “Матрицы” гарантировала ему мировое признание, но поклонники гонконгского кино не нуждаются в братьях Вачовски – они и без того наслышаны о его работах. Йэн является одним из наиболее известных и прославленных постановщиков поединков. В его послужном списке присутствует ряд таких замечательных схваток, которые редко увидишь на экране. Его возвращение после 14-тилетнего перерыва в работе запомнят многие.
В плане стиля Йен почти не изменился. Несмотря на то, что в “Настоящей легенде” использовались обновлённые технологии, визуальные и аудио эффекты, общие составляющие его фильма выглядят очень знакомо. От декораций и постановки поединков до драматических моментов, поклонники жанра будут чувствовать себя как дома. Только разделение на несколько актов выдает более современный подход.
Фильм разделён на три части. Короткое вступление, основной акт и довольно длительный финал. Все три сегмента демонстрируют различные фазы жизни нашего героя, оставляя после себя несколько разрозненные чувства, поскольку и вступление, и финал можно было отбросить во благо сюжетной линии. С другой стороны, результатом стала более обширная и более привлекательная картина нашего героя, что, в некотором роде, является новинкой для фильмов с боевыми искусствами. Но, независимо от их влияния на сюжет, оба сегмента радуют порядочным количеством отличных боевых сцен, поэтому, какая, собственно, разница.
За эти годы Йен не растерял свое визуальное чутьё. Будьте готовы к верёвочному кунг-фу, к умной и продуманной операторской работе и смелым выразительным ракурсам. Тем не менее, становится очевиден тот факт, что для создания плавных и “текучих” поединков Йен больше не нужны многочисленные склейки, как это было ранее. Досадно, но местами немного мешала компьютерная графика. К счастью, это происходило в основном в перерывах между боями, так что на качество серьёзных схваток это никоим образом не повлияло. С другой стороны, анимация в начальных и финальных титрах выглядит стильно и вполне атмосферно.
Звуковая дорожка относится к области, в которой такие возрождающие жанр фильмы явно превосходят своих предшественников. Музыкальные композиции состоят из классической китайской музыки, они приятны и сочетаются с видеорядом, но вряд ли запомнятся. Звуковые эффекты во время поединков оказывают большее влияние, нежели ранее, делая бои более привлекательными. Актёрская игра также довольно хороша: Чоу неплохо продемонстрировал свои бойцовские навыки, а Чжоу достались более драматические моменты. Её талант слегка растрачивается на подобные фильмы, тем не менее, она качественно поработала.
Единственное, чего мне здесь не хватало, так это комедийных вставок. Хотя в таких фильмах самыми яркими моментами являются бои, я всегда питал слабость к повседневным сценам с единоборствами (как уборка в комнате или развешивание постиранного белья). Их отсутствие, в пользу драматического резонанса, сразу бросается в глаза. По моему мнению, не совсем удачный ход, поскольку происходящее выглядит не в меру серьёзным, тогда как верёвочное кунг-фу подобную серьёзность собой не подразумевает.
Тем не менее, эпизоды с боевыми искусствами слишком значительны, чтобы их игнорировать или испортить незначительными всплесками эмоций. У Йена осталось достаточно насыщенной адреналином магии для заполнения фильма великолепными боевыми сценами. Начиная масштабным начальным эпизодом, заканчивая вкраплением пьяного стиля в финале – поклонники боевых искусств найдут для себя много интересного. “Настоящей легендой” Йен Ву Пинг доказал, что обладает достаточным запасом творческих задумок, с которыми можно снять ещё несколько таких фильмов, и я не собираюсь его останавливать.
Возможно, разделение на три истории и было немного рискованным, но, с оглядкой на увиденное, мне действительно понравилась дополнительная глубина, которую привнесло подобное новшество. Оно незначительное, но делает “Настоящую легенду” чем-то большим, нежели обычной переделкой старого на новый лад. По сравнению с “14 клинками”, “Настоящая легенда” менее впечатляет, и, в том числе, своими нововведениями, но во всём остальном это крайне развлекательный фильм с боевыми искусствами. Настоящий праздник для поклонников Йен Ву Пинга.
Юэнь Ву-Пинг, наверное, самый известный и заслуженный на сегодняшний момент экшен-хореограф, таланты которого признаны не только в Гонконге, но и в Голливуде – на фабрике грез он работал над «Матрицей» и «Убить Билла». Однако в карьере Ву-Пинга был и период, когда он снимал кино самостоятельно, а не только помогал другим режиссерам с поединками. В «Настоящей легенде» он возвращается во времена, которые вроде бы закончились давным-давно – его последней режиссерской работой был «Мастер тайчи 2» аж 1996 года.
Приятно, что режиссерский стиль Ву-Пинга с тех пор не претерпел практически никаких изменений – да, он пытается идти в ногу со временем и философствовать, но получается не только неубедительно, но даже немного забавно. Другое дело, что это как раз то, казалось бы, давно утерянное и забытое «забавно», за которое мы до сих пор любим гонконгские кунгфу-боевики первой половины 90-х – когда люди с длинными косами летают по воздуху, бьют друг друга так, что вокруг крошатся камни и валятся деревья, а в перерывах между ударами в челюсть выдают многозначительную пафосную чушь о поисках себя и сражениях с внутренними демонами.
Если попытаться найти ленте аналог, то ее первый час с небольшим – что-то вроде «Повелителей стихий» и «Человека по имени Герой», но более стройное, выверенное и эффектное. В финальные же полчаса картина резко меняет тон, полностью отказывается от всевозможных фэнтези-элементов (вроде сочащегося ядом Энди Она, в тело которого вшиты непробиваемые доспехи) и превращается в клон «Бесстрашного» и «Ип Мана» – переродившийся из генерала в нищего Со выходит на ринг против армии здоровенных рестлеров, руководит которыми откровенно не понимающий, что он тут делает, Дэвид Кэррадайн.
Звучит бредово, но на деле эффект получается ошеломительный – это, если можно так сказать, настоящий китайский цирк, но не в пренебрежительном значении, а в восторженном. Это стопроцентный «crowd pleaser», то есть, фильм, сделанный на потеху широким массам, и Юэнь Ву-Пинг то ли специально, то ли случайно находит грань, за которой китч и трэш превращаются в непотребство, и все сто с лишним минут эффектно на ней балансирует. Под определенным углом «Настоящую легенду» вообще можно воспринимать как изощренную пародию на жанр! Но в то же время картина еще и очень душевная – трудно сказать, как Юэню Ву-Пингу удалось совместить в одном фильме вещи настолько разные.
Возможно, подобная жанрово-стилевая эклектика понравится далеко не всем, но это неважно, потому что снималась «Настоящая легенда» ради боев, а они, как говорится, доставляют. Все они осознанно веревочные, но на концепцию и без того пестрого фильма эти полеты по невероятным траекториям (как и совершенно жуткие компьютерные спецэффекты) ложатся как нельзя лучше. И, надо сказать, что среди себе подобных эти поединки абсолютно феноменальны – поставлены они ярко, динамично, с хорошей фантазией, а исполнены так, что деревья гнутся. Винг Жао с 90-х ничуть не растерял свое мастерство, да и Энди Он практически ему не уступает. Приятно видеть, что даже сейчас в жанре есть свои молодые звезды.
Авторская оценка: 6/10
Поклонники китайско-гонконгского кинематографа и в равной степени – фильмов, посвящённых единоборствам (независимо от того, где картины увидели свет), разумеется, прекрасно знают о незаурядных достижениях Юэня Ву-пина. Никогда не претендовавший на лавры большого художника, он с готовностью соглашался на «скромные» должности координатора трюков и хореографа боёв, а между тем постановки самого Ву-пина внесли исключительный вклад в развитие карьер Джекки Чана, Джета Ли, Донни Йена. Как следствие, возвращение мэтра к режиссуре само по себе вызвало повышенный интерес, тем более что «Настоящая легенда» имеет все шансы сделать «звездой» в глазах западных зрителей Мана Чок Чу, который ранее пытался сменить маститого коллегу в обличии Вон Фей-хуна1, а в последнее время – работал в основном на ТВ.
Не исключено, что лента спровоцирует обвинения в отсутствии тематической и драматургической оригинальности, в обилии сходу узнаваемых ситуаций. Но сценарист Чи-лон То2, скрупулёзно воспроизводя расхожие мотивы и сюжетные повороты, щедро разбавленные поединками, пытался добиться, судя по всему, эффекта стилизации, осторожно намекая, что стремится не просто подытожить достижения жанра, а – перевести события в условно-мифологическую плоскость, в плоскость «настоящей легенды». Гонконгские мастера настолько приучили к невообразимым фантазиям, что не возникает и тени сомнения: смертоносный стиль Пяти Ядовитых Кулаков, применённый Юанем Лу3, суть явление того же порядка, что и встреча Су Кана с грозным Богом ушу и эксцентричным Старым мудрецом, практикующими левитацию и преподающими новичку бесценные уроки. Тем неожиданнее возвращение к грубой реальности – благодаря встреченной в горах женщине, отшельнице и врачевательнице Сестре Ю (Мишель Йео, как всегда, выше всяких похвал!), делающей открытие относительно… пошатнувшегося душевного здоровья бывшего генерала. Впрочем, авторы на том не останавливаются, позволив благородному Су одержать блестящую победу над соперником и… потерять любимую супругу. Заключительная часть повествования, где обнищавшему, нещадно пьющему, опустившемуся Кану, скитающемуся с отпрыском, приходится принять вызов зарубежных (судя по именам и фамилиям, русских!) бойцов4, пронизана уже трагическими нотками…
Всё-таки Юэню Ву-Пину снова удалось удивить! «Настоящая легенда» представляет собой редкий для подобных опусов пример произведения серьёзного, более того, антимифотворческого – нацеленного на развенчание созданных коллегами стереотипов.
__________ 1 – В малоудачных четвёртой и пятой частях цикла «Однажды в Китае». 2 – Он зарекомендовал себя, в частности, картиной «Бесстрашный» /2006/. 3 – Обратите внимание на выразительный грим, придавший Энди Ону безжизненную, демоническую бледность. 4 – Партия их не то тренера, не то антрепренёра по имени Антон стала одной из последних для американского актёра Дэвида Кэррадайна, памяти которого лента посвящена.