Стаж: 10 лет 6 месяцев 16 дней
Спасибо:65535 / 0 Сообщения: 154823
Пол: Не указан
ТИТАНИК коллекционное издание / Titanic
Год выпуска: 1997 Страна: США Жанр: мелодрама, драма Продолжительность: 194 мин Перевод: Профессиональный (полное дублирование)
Режиссер: Джеймс Кэмерон Сценарий: Джеймс Кэмерон Продюсер: Джеймс Кэмерон, Памела Исли, Эл Гиддингс, ... Оператор: Рассел Карпентер Композитор: Джеймс Хорнер, Фред Фишер, Paul Lincke, ...
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Кэти Бейтс, Фрэнсис Фишер, Глория Стюарт, Билл Пэкстон, Бернард Хилл, Дэвид Уорнер, Виктор Гарбер, ...Описание: Молодые влюбленные Джек и Роза находят друг друга в первом и последнем плавании «непотопляемого» Титаника. Они не могли знать, что шикарный лайнер столкнется с айсбергом в холодных водах Северной Атлантики, и их страстная любовь превратится в схватку со смертью…
Доп. информация: Коллекционное издание от ГЕМИНИ фильм на 4 DVD.
Дополнительные материалы:
Диск1: Фильм о съёмках Коментарии режисёра
Диск2:
29 удалённых эпизодов скомментариями режисёра СКЕТЧИ: субботний вечер с Биллом Пакстоном и Джеймсом Кемероном; Титаник на MTV c Вином Вонсом, Беном Стиллером и Джеймсом Кемероном; Титаник и кролики
Диск3
Фильм о съёмках Музыкальный клип Альтернативный финал Комментарии режисера
Диск4
Рекламные ролики Фильм о съёмках Создание спецэффектов Телевизиолнные репортажи Документальный фильм осъёмках Экскурсия по лайнеру "ТИТАНИК" Фильм о подводных съёмках Фильм о кмбинированных съёмкахБюджет: $200 000 000 Сборы в мире: + $1 244 246 000 = $1 845 034 188
Возрастной рейтинг MPAA: Рейтинг PG-13 — Детям до 13 лет просмотр не желателенКачество: DVD9 Формат: MPEG Видео кодек: MPEG2 Аудио кодек: AC3 Видео: PAL 16:9 (720x576) VBR Аудио: English (Dolby AC3, 6 ch) Аудио: Russian (Dolby AC3, 6 ch) Аудио: Polish (Dolby AC3, 6 ch) Аудио: English (Dolby AC3, 2 ch) Аудио: English (Dolby AC3, 2 ch) Аудио: English (Dolby AC3, 2 ch)
Главным действующим персонажем картины должен был стать Мэттью МакКонахи, однако Джеймс Кэмерон настоял на кандидатуре Леонардо Ди Каприо. А роль Розы предлагалась Гвинет Пелтроу. Глубоководные кадры, вошедшие в финальную версию фильма, составляют по хронометражу всего 12 минут. На деле же каждое погружение на глубину занимало несколько часов. В целях улучшения эффективности использования ресурсов, Джеймс Кэмерон распорядился подготовить макет останков Титаника, уменьшенный в 33 раза. Каждое настоящее погружение было отрепетировано с использованием этой модели и моделей русских субмарин. Как показала практика, репетиции не прошли даром. Всего состоялось 12 погружений. Во время последних двух картинка передавалась специальным устройством, установленным внутри останков Титаника. Некоторые кадры были смоделированы на компьютере. Мало кто знает, что сам Кэмерон также участвовал в погружениях и осмотре останков Титаника наряду с профессиональными подводниками. Картины, использованные при съемках фильма, являются подлинниками. Одной из таких картин стала работа Пабло Пикассо «Гитарист» 1903 года, любезно предоставленная для съемок Парижским музеем искусств. Многие декорации — от ковров до люстр — были воссозданы по архивным эскизам компаний, участвовавших в создании антуража «Титаника». Перед тем, как приступить к изображению Роуз на холсте, Джек говорит ей «Ложись на кровать, ой я хотел сказать на кушетку». На самом деле это была лишь ошибка актера (Ди Каприо), слегка напутавшего с текстом сценария. Тем не менее, Кэмерону понравилась эта оговорка, и именно этот дубль вошел в итоговый вариант фильма. Кстати, рисунок, изображающий Роуз, был сделан самим Джеймсом Кэмероном, именно его руки мы видим в кадре. Все остальные рисунки в альбоме Джека также являются результатами работы Джеймса. Действительно, талантливый режиссер талантлив во всем! Самое забавное в этой ситуации то, что Джеймс Кэмерон левша. При монтаже отснятые кадры были зеркально инвертированы. Сцена, в которой Роуз благодарит Джека за то, что он спас ей жизнь, является полнейшей импровизацией актеров. Изначально для съемки сцены, в ходе которой вода впервые проникает внутрь корабля, было запланировано 40 тысяч галлонов воды. Однако этого оказалось недостаточно, и Кэмерон попросил увеличить количество галлонов в 3 раза. После этого потребовалось переделать часть декораций, не выдержавших дополнительного веса. Кэмерон был категорически против использования каких-либо песен в его картине. И тогда композитор Джеймс Хорнер решил пойти на хитрость. В тайне от Джеймса он вместе с Уиллом Дженнигсом (автором текста) и певицей Селин Дион записали песню «My Heart Will Go On». Позднее демокассету вручили Джеймсу. Дальнейший результат все прекрасно знают — песня удостоилась премии Оскар. Картина возглавляла американский бокс-офис в течение 15 недель, с 19 декабря 1997 по 2 апреля 1998. Для записи саундтрека Джеймс Кэмерон планировал пригласить Энию. После того, как Эния отказалась, Джеймс привлек для записи звуковой дорожки своего старого знакомого Джеймса Хорнера (в свое время они поработали над картиной «Чужие»). Сделать это было не так просто, ибо у композитора остались не самые приятные воспоминания от совместной работы с Кэмероном, предъявлявшим к своим подопечным сверхжесткие требования. Интересно, что музыка, написанная Хорнером к данной картине, по стилистике очень похожа на музыку Энии. Таким образом, Кэмерону все-таки удалось добиться желаемого результата. Макет корабля в натуральную величину был сооружен в водах огромного бассейна на мексиканском пляже Розарито. Строительство началось в день 85-ой годовщины запуска Титаника — 31 мая 1996 года. В целях уменьшения накладных расходов, количество повторяющихся компонентов корабля (таких как окна) было уменьшено, а некоторые детали были смоделированы лишь на 90%. После того, как корабль ломается на две части, нос судна начинает тонуть довольно быстро. Учитывая поломку корабля, макет был изначально разделен на две части. Однако, благодаря плавучести эта полновесная конструкция все равно не могла стремительно пойти ко дну. Тогда Кэмерон предложил следующее решение: заполнить воздушное пространство между двумя отсеками водой, затем поднять конструкцию и быстро затопить ее, пока вода не успела вытечь. Эта идея сработала. Задняя часть макета корабля была помещена на специальную платформу, позволявшую быстро принять вертикальное положение. Всего для съемок этой сцены было сделано 10 дублей, каждый из которых потребовал около сотни статистов-каскадеров, падающих вниз. Вместо того, чтобы использовать дорогущие вертолеты в ходе съемочного процесса, было решено задействовать 50-метровый кран, помещенный на рельсы. Актриса Глория Стюарт изображала постаревшую Роуз, возраст которой по сценарию составлял 101 год. Самой же Глории на момент съемок было всего лишь 86, и по заверениям самой актрисы, ей было крайне неприятно накладывать макияж для того, чтобы выглядеть еще старше. В последнюю ночь съемок в Нова Скотия какие-то шутники подмешали фенилциклидин («ангельская пыль») в суп из моллюсков, приготовленный для съемочной команды. Этот препарат обладает галлюциногенным эффектом, нарушает координацию движения и мысли. 80 человек серьезно заболели, многие были госпитализированы с острыми галлюцинациями. После инцидента актер Билл Пэкстон пребывал в депрессии в течение двух недель. Бюджет картины составил 200 миллионов долларов. Эта сумма превышает средства, затраченные на строительство Титаника. В 1910-1912 годах было потрачено 1.5 миллиона фунтов стерлингов, что соответствовало 7,5 миллионам долларов. С учетом инфляции в 1997 году эта сумма составила бы от 120 до 150 миллионов долларов. По завершению съемок полноразмерная модель Титаника была разобрана и распродана на металлолом. Будучи дамой преклонных лет, Роуз обзавелась собачкой породы шпиц. Во время катастрофы шпиц стал одним из трех выживших псов. Кэмерон снял эпизод спасения собак, однако в финальную версию фильма решил его не вставлять. Самая дорогая каюта на Титанике стоила 4,350 долларов, что в наши дни является эквивалентом 75 тысяч долларов. Джеймс Кэмерон лишился своего 8-миллионого гонорара и процента от общих сборов после того, как продюсеры узнали о том, что планируемый бюджет серьезно превышен (200 миллионов вместо запланированных 135). Во время работы над сценарием картины, Джеймс Кэмерон настоял на том, что главные герои Джек Доусон и Роуз ДеВитт Букатер должны быть вымышленными персонажами. Лишь после того, как работа над сценарием была завершена, Джеймс узнал, что на борту Титаника был пассажир «Дж. Доусон». Джозеф Доусон родился в 1888 году в Дублине. Тело Джозефа было захоронено в Нова Скотии наряду с остальными погибшими. Сегодня его могила (№ 227) является самой посещаемой на кладбище. Впервые с 1966 года картина выиграла Оскара в номинации «Лучший фильм», не являясь претендентом на получение статуэтки в номинации «Лучший сценарий». В 1966 году аналогичная участь постигла кинофильм «Звуки музыки». После получения Оскара фильм завоевал главный приз и на церемонии MTV Movie Award. Роль Кэла Хокли была практически в кармане у Майкла Бина, однако в конечном итоге досталась Билли Зейну. На сегодняшний день рекорд церемонии Оскара — 11 статуэток, завоеванных одним фильмом. Этот результат делят три картины — «Бен Гур» (1959), «Титаник» (1997) и «Властелин колец 3» (2003). Во время съемок сцен гибели Титаника Кейт Уинслет заработала воспаление легких. Картина владеет еще одним рекордом — рекордом длительности проката. Премьера состоялась 19 декабря 1997 года, а последний сеанс прошел 25 сентября 1998 года. Таким образом, фильм находился в ротации в течение 281 дня. Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет согласились принять участие в картине задолго до появления окончательного варианта сценария, основываясь на набросках Джеймса Кэмерона. В кастинге на роль Джека Доусона участвовал Кристиан Бейл, однако его кандидатуру Кэмерон отверг в числе первых, так по сценарию главными действующими персонажами должны были стать американцы. Кэмерон решил, что с него хватит и одной «неамериканки» Кейт Уинслет. Актер Макалай Калкин («Один дома 1,2») также мог сыграть роль Джека Доусона. Из уст Джека имя «Роуз» звучит ровно 76 раз. Стандартное для влюбленных «Я люблю тебя» Роуз говорит лишь однажды — в самом конце фильма. Джек за все три часа действия не произносит эту фразу ни разу. В момент, когда корабль находится в вертикальном положении, мы можем увидеть в кадре человека в белом, пьющего из фляжки. По слухам, одному из коков удалось выжить именно благодаря алкоголю. Он пробыл в воде в течение нескольких часов и умудрился не замерзнуть. Роза произносит имя «Джек» 80 раз, не включая, когда она говорит «Мистер Доусон», но включая произношения из уст обеих актрис, исполнивших роль Розы - Уинслет и Стюарт. Кейт Уинслет была одной из немногих актёров, кто не захотел носить гидрокостюм во время съёмок водных сцен. Персонаж Розы частично основан на калифорнийской актрисе Беатрис Вуд, которая умерла в 1998 году в возрасте 105 лет. Глория Стюарт, получив номинацию «Лучшая актриса второго плана», стала самым старым человеком, номинировавшимся на «Оскар». Ей было тогда 87 лет. Глория Стюарт была единственной среди всех, кто принимал участие в съёмках, жившей во время настоящей катастрофы «Титаника» в 1912 году. Своё имя Каледон Хокли получил от двух небольших городов (Каледон и Хокли), находящихся в штате Онтарио в Канаде, где живут тётя и дядя Джеймса Кэмерона. Когда один из управляющих кораблём произносит «Полный вперёд!», мы слышим как-то подхватывает «Полный вперёд!» на заднем плане. На самом деле это был голос режиссёра Джеймса Кэмерона. В реальной жизни было беспокойство по поводу того, что шлюпбалки не достаточно крепкие, чтобы выдержать спуск полностью загруженных спасательных шлюпок, хотя они и проверялись под таким весом. Шлюпбалки для фильма, которые можно заметить сгибающимися под большим весом, были изготовлены той же самой компанией, что и в 1912 году для настоящего «Титаника». Съёмки отплытия «Титаника» в Саутгемптонском порту производились «в зеркальном отражении»: из-за экономии модель «Титаника» в натуральную величину покрыли металлом только с левого борта (прогноз погоды предсказывал южный ветер, поэтому было решено поставить модель носом к югу, чтобы ветер относил дым из труб к корме, и это создавало бы дополнительную иллюзию движения судна). Однако, в Саутгемптоне настоящий «Титаник» был пришвартован правым бортом, и чтобы не погрешить против истории, Джеймс Кэмерон решил снимать «наоборот». Для этого часть оборудования, реквизита, костюмов заказали «перевёрнутыми». Позже, при монтаже отснятого материала, изображение «перевернули» так, что всё стало правильно. У модели «Титаника» в натуральную величину отсутствовал нос. Его каждый раз добавляли на компьютере. Когда Джеймс Кэмерон увидел, в какую сумму обошлись эти спецэффекты, он воскликнул: «Лучше бы мы его построили»! Дольше всех на планете фильм был в прокате в кинотеатре «Салют» города Екатеринбурга, это зафиксировано Книгой Рекордов Гиннесса. Если исходить из окончательных расходов, то получается, что одна минута готового фильма стоила один миллион долларов. У молодой Розы зелёные глаза, а у постаревшей героини они приобретают то голубой, то неопределённый оттенок. Французский импрессионист Клод Моне, чьё полотно «Водяные лилии» украшает каюту Розы, начал рисовать серию лилий спустя восемь лет после гибели корабля. Капитан Смит заваривает чай в пакетиках, хотя в 1912 году ещё никто не додумался завернуть чайные листья в мешочки из тонкой бумаги. Гимн, исполняемый на службе в корабельной часовне, будет написан через двадцать пять лет после катастрофы. Капитанский мостик погружался на 14-ти минутном отрезке фильма 4 раза и столько же выныривал снова на поверхность. Роза платит Джеку за то, чтобы он нарисовал её портрет, монетой в 10 центов, на которой изображён Рузвельт. На самом деле такая монета появилась только в 1946 году. Во время съёмок сцены столкновения «Титаника» с айсбергом позади палубы, на которой находились Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет, поставили зелёный экран, который потом во время монтажа заменили на компьютерное изображение айсберга. Но для того, чтобы сцена выглядела реалистичнее, на палубу сверху сыпали куски настоящего льда. Эффект намёрзшего льда на одежде и волосах пассажиров «Титаника», оказавшихся в воде, достигался тем, что их волосы и одежда покрывались воском, а так же специальным порошком, который от соприкосновения с водой превращался в кристаллы. А пар изо рта добавлялся на компьютере. Джеймс Кэмерон сознательно пошёл на допущение исторической неточности при съёмках эпизодов в спасательных шлюпках. Ночь на 15 апреля 1912 года была безлунной, звёзды давали слишком мало света, а режиссёру надо было хоть как-нибудь осветить декорации. Поэтому Кэмерон дал в руки некоторых офицеров электрические фонарики, которых, увы, не было у настоящих офицеров в 1912 году. Когда монтировали фильм, Кэмерон приклеил к монтажному компьютеру лезвие с инструкцией «Использовать только в крайнем случае!». Сроки съемок были превышены на 22 дня. За написание сценария режиссер получил 60 тысяч долларов, 8 миллионов-за постановку и более 106 миллионов, как отчисления от прибыли. Подготовительная работа началась задолго до фактического начала съемок, режиссер нанимал российскую подводную лодку, проводил подъемные съемки судна, нанимал искусствоведов и художников, которые должны были восстановить интерьер корабля. Клэр Дэйнс была главной кандидатурой на роль Роуз в «Титанике». От роли она отказалась, потому что недавно уже снялась с Ди Каприо в «Ромео+Джульетте».
Эта лента превысила в США и Канаде кассовые сборы в размере 600 млн. долларов, а в мире получила 1,8 млрд. долларов. Даже в России, где прежняя система кинопроката практически несколько лет была разваленной, «Титаник» только в залах со стереозвуком собрал рекордную сумму более 5 миллионов долларов. Рассказывают, что в некоторых провинциальных городах, где кинотеатры почти не функционировали, они заново открывались для показа американской мелодрамы-катастрофы. И зрители с охотой шли на просмотр, а кое-кто — даже по несколько раз. Кстати, и зарубежная практика подтвердила, что немало зрителей, прежде всего — женщин (одна старушка в Австралии посетила демонстрацию «Титаника» свыше ста раз!) и, в основном, девушек-подростков, неоднократно сострадали героям Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, их романтической любви, окончившейся столь трагически.
Такой повсеместный и оглушающий успех «Титаника», вдобавок награждённого 11-ю «Оскарами» (что стало повторением рекорда «Бен-Гура», который был достигнут ещё в 1959 году), никто не ожидал — теперь уж точно можно это сказать (думается, что упорный сценарист-режиссёр-продюсер Джеймс Кэмерон в своих смелых прогнозах вряд ли загадывал большую, чем 300 миллионов долларов, сумму кассовых сборов в Америке). И несмотря на то, что отдельные иностранные и наши критики всё ещё продолжают язвительно нападать на сочинение Кэмерона, считая, что он ничего не добавил к известной истории крушения гигантского морского лайнера (спрашивается, почему тогда не имели такой шумный резонанс все предшествующие киноверсии?), надо спокойно разобраться и проанализировать феномен «Титаника» не только с кинематографической, но и с социально-психологической точки зрения.
Беспрецедентный триумф фильма, который в американском прокате вышел на первое место по коммерческим показателям, казалось бы, свидетельствует о том, что аналогов у подобной феноменальной популярности нет, а причины зрительского ажиотажа необъяснимы. Но если принять во внимание отнюдь не данные кассовых сборов, а учесть также и то, что коммерческие результаты старых картин следует непременно пересчитывать с оглядкой на инфляцию курса доллара и изменение цен на билеты в течение прошедших десятилетий, ситуация предстанет несколько в ином свете.
На первом месте со значительным отрывом по-прежнему находится лента «Унесённые ветром», а среди остальных десяти лидеров, помимо «Титаника», присутствуют «Звуки музыки» и «Доктор Живаго», а также «Десять заповедей» и «Бен Гур». То есть почти половина самых кассовых американских фильмов — это, по сути, мелодрамы, действие которых развёртывается на историческом фоне, или же эпические кинопроизведения, где выдуманное тесно переплетено с тем, что реально могло быть.
И ещё одна картина в этом суперсписке — «Челюсти» (кстати, вот вторая «водная история», опровергающая печальную статистику провалов других лент, тематически связанных с водой) — странным образом сочетает пугающую фантазию и подлинные случаи нападения акул на людей, происшедшие на Атлантическом побережье США, на территории Новой Англии, в местечке Мартас Винъярд. Только четыре оставшихся фильма-рекордсмена можно смело назвать абсолютными фантазиями, выдуманными сказками для детей и взрослых — «Звёздные войны», «Е. Т., Инопланетянин», «Книга джунглей» и «Белоснежка и семь гномов».
Причём небезынтересно и то, что «Титаник» смог обойти «Доктора Живаго» — а именно его Джеймс Кэмерон называл в качестве образца для подражания и вообще отдавал должное эпически-романтическому стилю англичанина Дэвида Лина, который является непререкаемым авторитетом также и для других современных американских режиссёров — от Мартина Скорсезе до Стивена Спилберга. В конечном же результате (если пересчитывать все данные на сегодняшний день) «Титаник» оказался на шестом месте за всю историю кинематографа США, в том числе оставив за собой в последнем рывке на финише библейскую киносагу «Десять заповедей» Сесила Блаунта Де Милля.
Всё это вовсе не принижает успех картины Кэмерона, а напротив, ставит её в точный исторический и кинематографический контекст. Собственно говоря, все вышеперечисленные ленты — от анимационных работ студии Уолта Диснея до компьютерных феерий современных киновундеркиндов — обладают, так или иначе, чертами Большого Голливудского Стиля и рассчитаны не на определённую аудиторию любителей конкретных жанров и стилей, а в идеале — на разнородную публику, от мала до велика. Это может быть так называемый «семейный просмотр» в случае похода родителей вместе с детьми в кинотеатр на увлекательные кинофантазии. Или же состав зрителей в зале оказывается непроизвольно смешанным по возрастным и социально-интеллектуальным характеристикам благодаря тому, что в самых популярных фильмах заложены приманки чуть ли не для всех категорий населения.
Конечно, немаловажное значение имеет так называемая харизма кинозвёзд — нынешний мировой культ Леонардо Ди Каприо говорит сам за себя. Однако немало существует прежних и современных кумиров в кино, которые, тем не менее, не вызвали такого поголовного ажиотажа. Чрезвычайно значимо и то, что именно Джеймс Кэмерон умело вписал абсолютно выдуманный любовный роман в подлинную историческую ситуацию, которая, к тому же, связана со впечатляющей катастрофой. А зрители всегда испытывали непреодолимую склонность как раз к романтическим историям на фоне катаклизмов, будь то общественные или природные, развязанные самими людьми или же стихийно возникшие. И соответствующий грандиозности потрясений необходимый Большой Голливудский Стиль, масштабная и многолюдная постановка, снабжённая самыми современными спецэффектами, — чем не лакомый кусочек для миллионов любителей кино во всём мире?!
Всё так — с этим нельзя не согласиться. Но суперрекордсмены кинопроката обладают ещё неким непредсказуемым, таящимся глубоко внутри них мощным зрительским потенциалом, который впору сравнивать со скрытой энергией глобального разрушительного свойства, что присуще атомной бомбе. Тогда в действие уже вступают подспудные механизмы воздействия — а интернациональность и тотальность успеха «Титаника» (в отличие, например, от «Форреста Гампа», справедливо имевшего, в большей степени, всеамериканскую популярность) демонстрирует, что этот фильм затронул, задел за живое широкие массы людей, живущих на излёте века и тысячелетия.
Вот это, пожалуй, может быть определённой подсказкой для понимания феномена «Титаника». Увлечённость современного кинематографа, в первую очередь — американского, фантастикой в целом, а, в частности, идеей близкого и вполне возможного конца света, тем более в ситуации слома столетий и тысячелетий, заставляет выбрасывать на поверхность немало якобы пророческих и эсхатологических, по сути, картин, которые подчас впечатляюще рисуют грядущие вселенские катастрофы. Но, чего греха таить, они зачастую спекулятивны, придуманы от начала и до конца, а кроме того, преимущественно рассчитаны на мужскую аудиторию — от детей и подростков до отцов семейств и даже престарелых дедов.
Жаль, что Американская киноакадемия почему-то не удосужилась даже выдвинуть в число номинантов «Оскара» Джеймса Кэмерона как сценариста и Леонардо Ди Каприо, исполнителя главной мужской роли, поскольку в суперудаче «Титаника» немаловажное значение принадлежит именно им. Вспомним, что в 1953 году премия за оригинальный сценарий досталась как раз очередной (и далеко не лучшей) версии о трагедии гигантского корабля. А заслуга Кэмерона, который придумал новый поворот всем давно знакомой истории, заключается в том, что он нашёл беспроигрышный и не подлежащий никакому сомнению, тем более — опровержению, сюжетный ход, явно сочинённый на основе подлинных фактов.
Конечно же, не было никакого юного художника Джека Досона, который будто бы «в списках не значился», попал на корабль случайно и в самый последний момент. А встреченная им на «Титанике» возлюбленная из рода разорившихся английских аристократов, уцелев после катастрофы, осталась вне поля зрения скандальных журналистов и прежде всего — охотников за затопленными сокровищами, потому что приняла фамилию погибшего юноши. Они оба выпали из Истории, но, как ни парадоксально, легче всего вписываются в неё назад, будучи возрождёнными в фантазии сценариста. Отдалённая и всеобщая трагедия индивидуализируется, тем самым приближаясь к зрителям, которые готовы к максимальному сопереживанию выдуманным (однако, согласитесь, вполне возможным) страстям в момент исторического катаклизма, невольно приобретающего библейско-апокалиптический смысл.
Что касается героя Ди Каприо и самого актёра, то именно имидж (почти типаж — настолько он сразу прочитывается по своему внешнему облику) романтического парии в высшем свете, как и немыслимый нарастающий ажиотаж в мире по поводу персоны исполнителя данной роли (это сравнимо разве что с первыми приступами «битломании» у девушек-подростков в середине 60-х годов), способствовали стремительной рекламной раскрутке самого дорогостоящего кинопроекта, которому многие предрекали повторение судьбы корабля «Титаник».
Этот персонаж да и сам Леонардо Ди Каприо, который не рвался заискивать перед «голливудской аристократией» и демонстративно проигнорировал оскаровскую церемонию, — действительно из породы благородных отщепенцев и чужаков. Он словно неприкаянный творец, подобно Юрию Живаго («Доктор Живаго»), или некий Маугли («Книга джунглей»), затерявшийся космический пришелец («Е. Т., Инопланетянин»), наконец, сопоставимый по своему акту предсмертного спасения хотя бы одной души в новом Ноевом ковчеге с пророком Моисеем, который сорок лет водил народ по пустыне, прежде чем вывести его в землю обетованную и умереть, исполнив сей завет («Десять заповедей»).
И, тем не менее, у героя «Титаника» не может быть ничего общего с иудейским знатным отпрыском Бен Гуром из одноимённой ленты, который пострадал от римской тирании и однажды встретил на собственном крестном пути самого Иисуса Христа, подавшего ему, несчастному, испить воды; и даже не южанин-искатель приключений Ретт Батлер («Унесённые ветром»). Потому что эти персонажи, преодолевающие всё на своём пути, победительны и, конечно, заслуживают номинации или даже «Оскара» (как Чарлтон Хестон за роль Бен Гура) в отличие от уже упомянутых, а также от неожиданно неуверенного и закомплексованного шерифа в «Челюстях». Что ни говорите, Америка любит и награждает только выживающих героев, а среди них — только тех, кто выходит из исторических событий и житейских перипетий непоколебимым и уверенным в себе.
Вот и Джеймс Кэмерон был знаменательно отмечен за режиссёрский и продюсерский подвиг по созданию супербюджетного фильма «Титаник», а также за почти Лаокооновы усилия в качестве одного из монтажёров в попытках справиться со многими километрами отснятой плёнки, но показательно не оценён за им самим придуманный оригинальный сценарий. Признать авторство в этом — означало бы в данной ситуации поощрить дерзкое возвеличивание образа безвестного нищего художника и ещё более возмутительный поступок престарелой героини в финале, выбрасывающей в морскую пучину огромный драгоценный камень, за которым все напрасно охотились почти целый век. Кто-то из сидящих рядом в Доме кино на просмотре «Титаника» даже издал нечленораздельный возглас обиды.
1998
Сумма цифр, составляющих год, когда затонул «Титаник», равняется 13. Однако и в горделивом названии океанского лайнера содержится невольная отсылка к катастрофам, поскольку по греческой мифологии титаны — это «боги первого поколения, рождённые землёй Геей и небом Ураном» или «архаические боги, олицетворяющие стихии природы со всеми её катастрофами. Титаны не ведают разумности, упорядоченности и меры, их орудие — грубая сила… Побеждённые титаны были низринуты в тартар, где их стражами стали сторукие… Первобытная дикость титанов уступает место героизму и мудрой гармонии космоса олимпийского периода греческой мифологии…» (из статьи Алексея Лосева в «Мифологическом словаре»).
В данном смысле диалектическая сущность краха «Титаника» не только свидетельствует о наступлении катастрофического ХХ века (именно после этого пока ещё не всемирного потопа начались более эсхатологические общественные катаклизмы, которые вроде как знаменуют грядущий Армагеддон, то есть «битву на исходе времён» — две мировые войны, несколько губительных революций, появление атомной бомбы, авария в Чернобыле и множество не столь масштабных потрясений для человечества). Как ни парадоксально, но гибель «Титаника» в какой-то степени предвосхищает счастливый исход для тех, кто спасётся на Ноевом ковчеге.
Сергей Аверинцев в том же «Мифологическом словаре» отмечает: «Ной — популярный персонаж раннехристианского искусства, являющий вместе с тремя отроками, Даниилом среди львов и другими аналогичными фигурами идеальный пример бодрого доверия к Богу в самом средоточии непреодолимой катастрофы. Ковчег, принимающий в себя спасаемых среди гибнущего мира, — для христиан выразительный символ назначения церкви». Любопытно, что престарелый Ной, который получил предупреждение от Бога о том, что люди будут наказаны за своё развращение, «упустил случай молить Бога о спасении человечества от погибели; наученные примером Ноя, праведники в последующем молились о спасении грешников, как Авраам — о спасении жителей Содома, а Моисей — о помиловании своего народа. Впрочем, не выступив предстателем за грешных современников, Ной предупреждал их о предстоящем потопе (сюда восходит представление о пророческом достоинстве Ноя) и даже, по некоторым версиям, затягивал строительство ковчега, чтобы у них было время покаяться». И, между прочим, уже после случившейся катастрофы, согласно «завету» Бога с Ноем, была гарантирована невозможность в будущем всемирного потопа (Быт., 9, 11). Кроме того, Ной — первый из «праотцов», который совершил жертвоприношение (принёс жертву всесожжения), после чего «как прародитель будущего человечества» и «как новый Адам» получил для начала то же благословение: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9,1, ср. с 1, 28).
Таким образом, в этом мифологическом свете гибель в начале ХХ века «Титаника» (его три пассажирских класса отвечают «тройственному по вертикали членению мироздания», как и три яруса Ноева ковчега) должен восприниматься не как однозначная трагедия, а в качестве полисмыслового символа грядущего преображения и возрождения (кстати, знамением сего после всемирного потопа объявляется радуга — Быт. 9, 12—17). Очистительное искупление после этого вынужденного жертвоприношения явится для желающих спастись впредь примиряющим с Богом знанием того, что возможно спасение посреди гибнущего мира. Точно так же и Апокалипсис, зачастую рисуемый как «конец мира», означает спасение для праведников, которые остаются после Страшного Суда по правую руку от Судии (между прочим, «Титаник» ударился об айсберг правым бортом, но с точки зрения надстоящего, то есть сверху с небес, правая сторона окажется слева).
Наконец, если вернуться к образам титанов, надо непременно вспомнить, что, вступив в брак между собой, они породили новое поколение богов, среди которых (от союза титаниды Мнемосины и Зевса, сына титана Кроноса) были также и девять муз. А кино — это, по сути, искусство ХХ века, названное «десятой музой», выглядит запоздалым незаконнорожденным ребёнком греческих титанов, внуком Кроноса, которого «народная этимология сблизила… с наименованием времени — Хроносом» (А. Ф. Лосев). Кинематограф, запечатлевающий и сохраняющий время, действительно представляется современным Хроносом. И вновь и вновь появляющиеся фильмы о «Титанике» — как постоянное напоминание о цене спасения всего человечества. Может быть, кино — это новый Ноев ковчег?!
А в последнее время социологи в Америке (видимо, этот процесс постепенно захватывает и другие страны) заметили, что всё чаще в кинотеатры теперь ходят девушки-подростки, и вообще зрительницы женского пола начинают исподволь доминировать в составе кинопублики. И для них более переживательная, вызывающая настоящие и искренние слёзы сочувствия, такая романтически-историческая картина, как «Титаник», разумеется, предпочтительнее, чем все «Терминаторы» и «Армагеддоны» вместе взятые. К тому же, повторимся, вымышленная любовь в «Титанике» (но подобный роман на корабле вполне мог случиться!) развивается во время действительно имевших место катастрофических событий в апреле 1912 года. И «предупреждениям из прошлого» всегда хочется верить сильнее, чем «воспоминаниям о будущем».
Тем более что историческая память настойчиво подсказывает, что почти через год с небольшим после крушения непотопляемого «Титаника» разразилась первая мировая война. И это стало как бы истинным началом бурного и жестокого ХХ века. Так что особо впечатлительные зрители могут ожидать где-то 8 апреля 2000 года (то есть через два года и три с половиной месяца после выхода ленты «Титаник») какой-нибудь глобальный катаклизм — реальный, а отнюдь не сочинённый лихими фантастами из Голливуда.
1998
Этот прогноз был обнародован мною в 1998 году. И хотя в 2000-м так ничего существенного не произошло, но спустя год с небольшим, 11 сентября 2001 года, трагедия в Нью-Йорке открыла счёт подлинным потрясениям XXI столетия и третьего тысячелетия.
7 «Золотых сателлитов» - за лучшую драму, режиссуру, музыку, песню, монтаж (Конрад Бафф IV, Джеймс Кэмерон, Ричард Хэррис), работу художника-постановщика (Питер Лэмонт) и художника по костюмам (Дебора Линн Скотт), специальное упоминание Национального совета обозревателей за использование спецэффектов, «Аманда» в Норвегии, приз Японской киноакадемии и «Голубая лента» за лучшую иностранную ленту в Японии, премия публики за женскую роль в рамках вручения Европейских кинопризов в 1998 году, «Чешский лев» за самую кассовую картину в 1998 году, «Грэмми» за песню в 1999 году.
Сезар, 1999 год Номинации (1): Лучший фильм на иностранном языке Оскар, 1998 год Победитель (11): Лучший фильм Лучший режиссер (Джеймс Кэмерон) Лучшая работа оператора Лучшие декорации Лучшие костюмы Лучший звук Лучший монтаж Лучший монтаж звука Лучшие визуальные эффекты Лучшая песня — «My Heart Will Go On» Лучший саундтрек к драматическому фильму Номинации (3): Лучшая женская роль (Кейт Уинслет) Лучшая женская роль второго плана (Глория Стюарт) Лучший грим Золотой глобус, 1998 год Победитель (4): Лучший фильм (драма) Лучший режиссер (Джеймс Кэмерон) Лучшая песня — «My Heart Will Go On» Лучший саундтрек Номинации (4): Лучшая мужская роль (драма) (Леонардо ДиКаприо) Лучшая женская роль (драма) (Кейт Уинслет) Лучшая женская роль второго плана (Глория Стюарт) Лучший сценарий Премия канала «MTV», 1998 год Победитель (2): Лучший фильм Лучшая мужская роль (Леонардо ДиКаприо) Номинации (6): Лучшая песня — «My Heart Will Go On» Лучший экранный дуэт (Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет) Лучшая экшн-сцена Лучший поцелуй (Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет) Лучшая женская роль (Кейт Уинслет) Лучший злодей (Билли Зейн) Британская академия, 1998 год Номинации (10): Лучший фильм Лучшая работа оператора Лучшие костюмы Лучший звук Лучший монтаж Лучшие визуальные эффекты Лучший грим/прически Лучшая работа художника-постановщика Премия имени Дэвида Лина за достижения в режиссуре (Джеймс Кэмерон) Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму